Временные попутчики и мнимые союзники Базарова - сочинение

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» нашла свое отражение целая эпоха. В русской жизни в тот период назревали значительные перемены. Социальные противоречия, борьба враждующих партий — это было тяжелое время. Но оно рождало своих героев. Таким героем стал и нигилист, разночинец Евгений Базаров. Это личность огромного масштаба, стоящая выше многих людей. Его убеждения можно не разделять, но поневоле уважаешь и их, и самого Базарова.
В романе есть и совсем иные персонажи. Они увлечены современными идеями и, на первый взгляд, разделяют убеждения Базарова. Однако очень быстро читатель начинает замечать глубокое — коренное различие между главным героем романа и его мнимыми учениками.
В первую очередь при слове «ученики» на ум приходит, конечно, Аркадий Кирсанов. Якобы ученик и якобы друг Базарова. Хотя для дружбы они слишком разные люди. Люди с противоположными жизненными устремлениями. А для последователя какого-либо учения Аркадий слишком несамостоятелен, слишком пассивен.
Несмотря на то, что по своему социальному статусу и по душевным качествам Аркадий стоит неизмеримо выше своего «друга» Евгения, но по уровню интеллекта, силе воли, твердости убеждений значительно уступает ему. Аркадий находится под обаянием личности Базарова, слишком во многом зависит от него. И если нигилизм Базарова есть часть его натуры, то нигилизм Аркадия Кирсанова — нечто наносное, поверхностное. Он любит бравировать, ему нравится шокировать отца и дядю, излагая идеи друга.
Но как бы Аркадий ни бравировал, его истинную натуру невозможно скрыть. Ведь на самом-то деле он человек, не чуждый нежных чувств, поэзии и искусства. Все это присуще ему органически. Он умеет видеть красоту природы, нежно любит своего отца. И постепенно между Базаровым и Кирсановым-младшим возникает конфликт. Слишком уж по-разному смотрят они на одни и те же вещи. И Аркадий не может соглашаться с идеями Базарова, если они идут вразрез с его собственными принципами. Цинизм Базарова и мягкость Аркадия не могут ужиться рядом.
Прощаясь с Аркадием, Базаров дает ему точную оценку (впрочем, он всегда верно оценивал его): «В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодой задор...» А уж в самом-то Базарове и дерзости, и злости — с лихвой. Может быть, знакомство с Базаровым было для Аркадия лишь вехой на сложном пути поиска самого себя. И эта веха пройдена. Аркадий нашел себя в любви, семейной жизни, хозяйстве. Он был лишь «временным попутчиком» Базарова.
Автор тепло и трепетно относится к Аркадию. В его отношении со стороны Тургенева присутствует лишь мягкий, покровительственный юмор. Но есть в романе персонажи (также «последователи» Базарова), о которых автор говорит с ядовитым сарказмом. Речь идет о Ситникове и Кукшиной. О них и сказано: «мнимые союзники».



Внешне эти люди пытаются подражать главному герою. Они интересуются «современными вопросами». Напыщенно и бездарно рассуждают о естественных науках, эмансипации, правах женщин, свободе мысли, славянофильстве. Но вряд ли они и в самом деле когда- нибудь глубоко задумывались хоть над одним из этих вопросов. У них нет убеждений. В их головах какая-то мешанина из модных словечек и модных идей. Смешно и нелепо выглядят «светскость» и жеманство «эмансипе» Кукшиной, так же как и стремление Ситникова уподобиться прогрессивному человеку. Чего стоят одни его визитные карточки, где с одной стороны его имя пропечатано на французском языке, а с другой стороны — славянской вязью! И подобная пошлость проявляется во всем поведении Ситникова. Речь этих героев столь же сумбурна и нелепа, как и их мысли. Впрочем, нелепы также их внешность и манера поведения. Неудивительно, что Базаров относится к ним обоим с нескрываемым презрением. Ведь его идеи не имеют ничего общего с их «прогрессивными» речами. Кукшина и Ситников очень напоминают Лебезятникова из «Преступления и наказания». Про таких именно людей Достоевский говорил, что «они пристают к самой модной ходячей идее, чтобы все опошлить, окарикатурить все...» Да, Кукшина и Ситников именно «окарикатуривают» теории Базарова. Может быть, это дает читателю указание на то, что Базаров, несмотря на его искреннее убеждение в своей правоте, не всегда прав. В то же время его «мнимые союзники» создают тот фон, на котором мы ярче и отчетливее видим глубину натуры Базарова, осмысленность его убеждений и его беспредельное одиночество. Таким образом, и «временные попутчики», и «мнимые союзники» Базарова не лишние персонажи произведения, а один из художественных приемов, позволяющих автору донести до читателей главную идею «Отцов и детей».






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Отцы и дети > Временные попутчики и мнимые союзники Базарова