В ЧЕМ СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА - сочинение

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман «Отцы и дети» направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы «Записки охотника»), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян, а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.
Роман «Отцы и дети» (1862 г.) появился после разрыва автора с журналом «Современник» в другом журнале «Русский вестник». Роман был опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие волнения и начались массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа вызвало настоящую бурю. Многие встретили роман враждебно. На Тургенева обрушились и из лагеря «детей »г и из лагеря «отцов».
Тургенев писал Полине Виардо: «Я попытался представить конфликт двух поколений». Почему именно в начале 60-х гг. XIX в. появляется это произведение? Поражение в Крымской войне, грабительская реформа 1861 г. подтвердили упадок дворянства, его несостоятельность в управлении страной. В «Отцах и детях» показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной.
Носителем этой новой морали является главный герой романа — Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, т.е. отрицания. Что же отрицает Базаров? «Все», — говорит он. Одна из черт нигилизма вообще — отрицание духовных и материальных ценностей. А все — это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это — очень важная черта нигилизма Базарова.
Нигилизм Базарова направлен вовнутрь. Евгению все равно, будеег ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник. Интересно то, что такой все отрицающий герой носит имя «Евгений» — «благородный». Невольно возникает ассоциация с другим известным Евгением русской литературы — Онегиным. Тургенев словно подчеркивает происхождение своего героя от того «благородного» Евгения, который, кстати, тоже многое отрицал. Базаров является своеобразным развитием образа Онегина «от противного».
Итак, что же представляет собой Базаров? Он очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышало его в глазах молодых читателей. Эта черта — признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность романтизмом и вздором, он презирает ее носителей. Возможно потому, что чувствует в этом свою ущербность. «Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта», — говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющим на виолончели и читающим Пушкина (!), над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины.
Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы («Природа навевает молчание сна», — сказал Пушкин и т.д.) и неопытность в любви. В этом опять проявляется недостаток воспитания, умения, знания — он чувствует, что с ним что-то не так, но не может в этом признаться. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Примечательно, что его влечет не к какой- нибудь современной эмансипированной барышне, революционерке, а к настоящей женщине, воплощающей в себе черты идеала «отцов». Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Упрямство — одна из главных черт в характере Базарова. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это — причина его цинизма. Но иногда складывается впечатление, что он и за нигилизм держится из-за упрямства, назло другим и себе.



Базаров любит подчеркивать, что для него не существует авторитетов. Он верит лишь тому, что увидел и пощупал сам. Однако и здесь есть противоречие, как и во всех взглядах Базарова. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые — его учителя. То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, лишний раз говорит о правоте «отцов»: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания. Базаров с его особым складом ума — постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся — может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям. Тургенев выводит в своем романе новый тип героя своего времени. Базаров — нигилист, человек действия, способный отстаивать свои идеалы. За это он, безусловно, достоин уважения. Отношение автора к своему герою можно выразить словами Ру- дина, героя одноименного романа: «Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием». Эти слова полностью применимы к Евгению Васильевичу. Показателен такой диалог романа между Кирсановым и Базаровым: « — Да ведь надобно же и строить. — Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить». Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров — разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен в своем максимализме, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным идеалом Базарова — идеалом возникновения сильного, мужественного и нравственного человека. Однако ни сам Базаров, ни кто-либо еще не знает, как этого добиться. В образе Базарова изначально заложено противоречие: он принадлежит двум разным поколениям. Первое — поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе — поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по законам общества, а по своим ощущениям, по своей правде. Это совершенно невозможно. Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей. Утопизм Базарова сказывается в его социальной программе: «Исправьте общество, и болезней не будет». Базаров, возможно, в этом прав, но он не думал, что это не так-то просто сделать. Он опередил свое время, в какой-то мере, он является предтечей идеала социалистической личности из романа Чернышевского «Что делать?». Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, даже наивен, агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад, заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Отцы и дети > В ЧЕМ СУЩНОСТЬ НИГИЛИЗМА ЕВГЕНИЯ БАЗАРОВА