Образ Базарова в романе И С Тургенева «Отцы и дети» Отношение к нему автора - сочинение

Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», впервые появляется в экспозиционной части повествования — в сцене встречи после долгой разлуки друга Евгения, Аркадия Кирсанова, со своим отцом, Николаем Петровичем. В отличие от Кирсановых, Базаров не богат и не родовит, однако держится подчеркнуто независимо — он не сразу подает руку Николаю Петровичу, курит крепчайший табак, не заботясь о том, нравится ли это окружающим. Во внешнем облике Базарова автор отмечает черты, указывающие на «крестьянское» происхождение героя: крупная голова, «беспородный» нос, красные руки человека, знакомого с физической работой. Появление Базарова в доме Кирсановых вызывает раздражение не только у аристократа Павла Петровича, дяди Аркадия, но и у старого слуги. Для Павла Кирсанова оскорбительны дурные манеры «лекаря», его странный балахон, длинные волосы. Если внешность Базарова оскорбляет эстетические чувства Павла Петровича, то взгляды и убеждения «нигилиста» он воспринимает как покушение на саму идею культуры. Павел Кирсанов начинает идейный поединок с «материалистом», в полемику с Базаровым оказываются в той или иной мере вовлечены и другие персонажи романа, включая автора.
В спорах с Павлом Петровичем Базаров раскрывается как незаурядная, яркая, не зависимая в своих суждениях личность, и в то же время обнаруживаются такие его черты, как излишняя самоуверенность, склонность к безапелляционным суждениям. Он считает себя носителем правды, претендует на полное знание народной жизни, ее истинных потребностей и потому пренебрежительно относится к мнению «барчуков проклятых» — в первую очередь к мнению Павла Кирсанова, выразителя «барской» идеологии. Павел Петрович говорит о необходимости уважать авторитеты — Базарову ненавистны какие бы то ни было авторитеты, догмы, традиции. Слово «принцип» лишено для него смысла, в то время как Кирсанов утверждает, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Павел Петрович упоминает Шиллера и Гёте — Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!»
Базаров рассуждает с позиций ученого-практика. Для него очевидно, что развитие науки остановится, если «общепризнанные» истины не будут подвергаться проверке сомнением. Как черта научного мировоззрения, такая точка зрения разумна и оправданна. Однако когда нигилизм Базарова распространяется на сферу гуманитарного знания или на область искусства, становится очевидной ущербность его «нигилизма». Отрицание дворянского искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, в эстетическую слепоту. Насмешливое отношение к романтической любви приводит к шокирующим своей циничностью утверждениям, что любовь есть чувство, объясняемое исключительно физиологическим влечением. Отрицание любых авторитетов сказывается на отношениях Базарова с родителями: любя отца, Евгений говорит о нем в недопустимо высокомерном и пренебрежительном тоне.
В базаровском складе ума проявляются узнаваемые черты противоречивого русского характера: духовная энергия и неспособность обустроить свою жизнь, жажда истины и готовность доходить до крайностей в отрицании («надо всем глумиться», по выражению Павла Кирсанова). Но прежде всего противоречие заключается в том, что в Евгении скрыто присутствует многое из того, что он отрицает: и способность любить, и «романтизм», и народное начало, и семейные чувства, и умение ценить красоту и поэзию. Поэтому, отдавшись соблазну нигилизма, герой ставит рискованный эксперимент над собственной душой и в конечном счете навлекает на себя трагическое возмездие.
Взаимоотношения с Одинцовой разрушают и обесценивают «материалистические» представления Базарова о природе любви. С одной стороны, Базаров остается убежденным противником «романтических», возвышенных чувств, с другой — открывает в себе, с досадой и растерянностью, волнение, робость, даже благоговение перед пленившей его женщиной. Простое объяснение любви как инстинктивного влечения не выдерживает «экспериментальной проверки», однако для героя немыслим отказ от прежних представлений. Он убеждает себя в том, что его переживания — досадная случайность, «глупость», своего рода болезнь.
Интрига, которую затевает Базаров с Фенечкой, — еще одна попытка Базарова доказать себе, что в любовных отношениях, основанных на простом, чувственном влечении, никаких особенных «тайн» не существует. Но эта попытка также завершается опровержением «теории» героя. Даже наивную и простодушную Фенечку оскорбляет «простота» ухаживаний Базарова.



Позднее — незадолго до своей смерти — Базаров ощутит потребность и в поэзии, и в философии, и в романтической любви. Смелый «анатом» и «физиолог», так веривший в силу науки, смертельно заболевает, заразившись при вскрытии трупа мужика. Перед лицом смерти медицина и естественные науки обнаружили свое бессилие и оставили героя наедине с собой. Иные (отрицаемые им прежде) силы укрепляют его дух в последнем испытании. Умирающий Базаров думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Прощаясь со своей возлюбленной, он говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...» На протяжении романа автор ни разу прямо не высказывает своего отношения к Евгению, не дает ему оценки. Однако об отношении писателя к своему герою мы можем судить по тем художественным средствам, к которым прибегает Тургенев. Так, насмешливые реплики Базарова в адрес музицирующего Николая Петровича предваряются словами автора: «...медом разливалась по воздуху сладостная мелодия»; высказыванию Базарова о природе, которая, с точки зрения «нигилиста», не храм, а мастерская, противостоит проникновенное описание вечернего пейзажа, увиденного глазами Николая Петровича. Автор, безусловно, солидарен с Николаем Петровичем, когда тот мысленно восклицает: «Но отвергать поэзию?.. Не сочувствовать художеству, природе?..» Посредством такого рода композиционных приемов писатель косвенно участвует в полемике между носителями дворянской культуры в лице Кирсановых, и новой интеллигенцией в лице разночинца Базарова. Будучи аристократом и человеком искусства, Тургенев, безусловно, не может разделять взглядов Базарова на дворянскую культуру в целом. Вместе с тем он принимает сторону Базарова, когда тот с презрением говорит о праздности помещиков, их склонности к бесплодной, не подтверждаемой делами болтовне. Отсюда беспощадная авторская реплика в десятой главе: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». Автор рассматривает своего героя в контексте происходящих в обществе социальных перемен, связанных с реформой 1861 года. Тургенев показывает, что базаровское отрицание питается духом народного недовольства. Не случайно герой появляется в романе на фоне развернутого описания пореформенной деревни, находящейся на грани социальной катастрофы. Крестьянский фон романа связывает нигилизм с социальным неблагополучием всей русской жизни. Незадолго до окончания романа Тургенев писал: «Со времен древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы». Этот принцип античной трагедии положен в основу «Отцов и детей», он лежит и в основе образа Базарова. Герой прав, но прав «до известной степени». Избрав главным героем своего произведения разночинца и «нигилиста», Тургенев указал на появление в русской жизни нового социального персонажа и изобразил его как яркую, противоречивую и, в конечном счете, трагическую фигуру.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Отцы и дети > Образ Базарова в романе И С Тургенева «Отцы и дети» Отношение к нему автора