Сюжетно композиционные особенности романа «Отцы и дети» И С Тургенева - сочинение

В соответствии с проблематикой и идейно-тематическим своеобразием романа орга­низованы его сюжет и композиция. В центре его находится образ Ба­зарова, который объединяет все художественное полотно произведе­ния. Значимость его очевидна: из 28 глав романа он не появляется лишь в двух. Сюжет, ограниченный достаточно узкими временными рамками, развивается четко и динамично. С приездом Аркадия и его друга в Марьино сразу возникает резкое столкновение двух героев — Базарова и Павла Петровича Кирсанова. В основе композиции ро­мана лежит принцип антитезы, связанный с главным конфликтом - нигилиста Базарова и его идейного антипода Павла Петровича, защитника либеральных идеалов. В первой части этот конфликт, выражаясь в основном в форме диалогов, постепенно нарастает и пе­реходит в открытую борьбу в сцене спора Базарова и Павла Петро­вича (глава X). Далее следует отъезд Базарова и Аркадия из Марьи­на и городские сцены, где с помощью образов-пародий уточняются основные позиции идейных противников, но главное — именно здесь завязывается новый сюжетный узел, связанный с любовной линией Базаров — Одинцова (глава XV). С этого момента конкретно­историческая линия развития сюжета сменяется нравственно­философской, на смену идейных споров приходят вопросы, постав­ленные самой жизнью.

Особенностью развития конфликта романа является то, что две противоположные позиции — Базарова и Кирсанова — во второй части, где развивается любовный сюжет, начинают сходиться и в результате оказываются сопоставимы по степени их отклонения от естественной нормы человеческой жизни. Эта «норма» дается через сопоставление, проводимое по нескольким сюжетным линиям. Она воплощается в идее связи поколений (линия Николай Петрович — Аркадий Кирсановы), утверждении непреходящих ценностей чело­веческой жизни — любви и семьи (линии Аркадий — Катя, Нико­лай Петрович — Фенечка).



Конфликтный узел произведения — дуэль Базарова и Павла Петровича — расположен строго посредине между основными сю­жетными эпизодами. Он отграничивает социально-политическую коллизию (спор нигилиста и либерала окончательно решен победой Базарова) от той, что обращена к вечным проблемам: ведь оба они поставлены здесь в ситуацию жизни и смерти. С этой точки зрения они оба противостоят обитателям Марьина и Никольского, погру­женным в иную, чем они, сферу интересов и чувств. Для обоих геро­ев стремления к полноте бытия оканчиваются крахом: они разруше­ны глухими, враждебными силами, стоящими над человеком — силой Судьбы. «Со мной кончено. Попал под колесо», — говорит Ба­заров перед смертью. Доживает свой век вдали от родины, без семьи, без родных, без друзей Павел Петрович. Финал романа имеет траги­ческую окраску, главный герой погибает. И все же можно сказать, что финал открыт: за картиной, рисующей смерть Базарова, следует краткий эпилог, в котором сообщается о том, как устраиваются судь­бы других героев произведения. А значит, жизнь продолжается и конфликт, обозначенный в романе, еще ждет своего разрешения.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Отцы и дети > Сюжетно композиционные особенности романа «Отцы и дети» И С Тургенева