Разочарование и одиночество героя в поэме Дж Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» - сочинение

Вверяюсь ветру и волне,
Я в мире одинок.
Кто может вспомнить обо мне, Кого б я вспомнить мог?
Дж. Байрон
Творчество Дж. Байрона связано с эпохой романтизма в истории мировой литературы. Романтизм как художественный метод сложился в начале XIX века и получил широкое распространение в большинстве стран Европы. Творчество романтиков в каждой стране имеют свою специфику, которая объясняется особенностями национального исторического развития, и, вместе с тем, обладает некоторыми устойчивыми общими чертами. Одной из таких черт является своеобразие лирического героя, выдвинутого этой литературой. Это человек с особенно сильными чувствами, с неповторимо острой реакцией на мир, отвергающий законы, которым подчиняются другие, — он чаще всего выражает авторское отношение к действительности. Герой этот чаще всего противопоставлен остальным и всегда одинок.
Поэма Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» стала одной из первых в европейской литературе попыток рассказать «о времени и о себе», используя богатый материал послереволюционной эпохи. В ней автор передал настроения разочарования, которые широко распространились после крушения идеалов Французской революции. В образе главного героя поэмы — разочарованного, пресыщенного жизнью скитальца — отразилось многое из того, что пережил и прочувствовал сам автор.
Еще в юности Байрон осознал всю надменную, эгоистическую сущность английского светского общества, распознал господствующие повсюду невежество, жестокость, трусость. Не приемля психологию этого общества, он отправился в путешествие по странам Средиземноморья, чтобы «по личному опыту, а не по книгам создать свое мнение о человечестве». Впечатления поэта от этого путешествия и нашли отражение в «Паломничестве Чайльд Гарольда», где два центральных места занимают Время и Гарольд, вернее, в его лице — сам автор.
Лирический герой произведения — юноша, разуверившийся в жизни и в людях. Он наделен характерными чертами европейского «лишнего человека» — разочарованностью, душевной опустошенностью, беспокойством и стремлением к бесконечным странствиям. Одиночество Гарольда, его отчужденность от мира, который развивается по своим особенным законам, резко отличающимся от желаний и потребностей героя, вполне соответствовали настроениям самого Байрона. Хотя следует отметить, что поэта ни в коей мере не удовлетворяли эгоизм и индивидуализм Гарольда, его равнодушное созерцание жизни.
Свою молодость Чайльд Гарольд провел в распутстве, праздных развлечениях, «в безумной жажде радостей и нег». Душу его заполняли низменные страсти, ему были чужды стыд и честь, он «порхал» по жизни подобно мотыльку. Но умного, образованного юношу недолго могла удовлетворять подобная жизнь. И потому однажды в нем заговорила «болезнь ума и сердца роковая». В нем проснулась совесть, и «наслаждений жажда в нем остыла». Теперь он стыдится своей юности, попусту растраченной на безумства и призрачные победы, он «клянет пороки буйных лет». Тоска, овладевшая сердцем героя, толкала его покинуть родной край, звала «Чужих небес приветствовать светила»; его манил Восток, чудесные берега Средиземного моря, волшебные южные страны.
В окружающем мире Гарольд не встречал человека, близкого ему душой, человека, которому мог бы он открыть свое сердце, рассказать, что терзало его душу и почему в шуме и веселье пиров его лицо выражало муку. Его постоянно окружали люди, но он чувствовал себя среди них одиноким, так как видел в них только «прихлебателей убогих» и знал цену этим «друзьям на час». Лишь своей лютне он иногда доверяет свои мысли и чувства, и «сердца стон печальный» доносит до нас страдания героя.



Герой познал фальшь окружавших его друзей, непостоянство женщин, и даже старый пес готов предать всего хозяина: «станет первому слугой, кто бросит кость ему». В этих словах Гарольда отражена горькая правда жизни, нравы тогдашнего времени. И все грустнее и мрачнее становится его взор, «узревший Правды свет». Обыденная прозаическая действительность не удовлетворяет Гарольда. Но что видит скиталец в чужих краях? Нашел ли он успокоение своего сердца в других, чудесных странах? Вовсе нет! Среди обилия и красоты других земель он встречает то же возведенное в закон невежество, то же чванство, ставшее нормой. Город, пленивший взор издалека, вблизи «теряет прелесть невозвратно». Повсюду царят жестокость, процветание рабских порядков, где смертелен «один неверный шаг», где «слава труса чтит, глупца». Все надежды героя найти мир «под кровлей благосклонной» разбивались о жестокую реальность жизни, оставляя в сердце лишь «кипящий яд». Мысль толкала героя все дальше и дальше; он бежал, бежал, не зная — куда, стараясь найти забвенье, — бежал от самого себя. В краю чужом он видел лишь, как «варваров отряды бесстыдно грабили наследие Эллады». Проникая за внешнюю красоту и экзотическую живописность чужеземных стран, Байрон выводит перед нами яркие картины истинной жизни, быта и нравов этих стран, в которых отражается весь ход всемирной истории, все драматические потрясения, которые пережил сам автор. Что же остается герою — вернуться «в омут чувственных утех», туда, Где царствуют притворный, лживый смех, Где всюду фальшь — равно в большом и малом, Где чувство, мысль глушат весельем шалым.. ? Все это не может удовлетворить Гарольда, как не может удовлетворить самого Байрона. Потому поэт обращается к людям с призывом к борьбе. И этот призыв к сопротивлению, к действию, эта новая волна в судьбе героя звучит в заключительных песнях поэмы. В образе Чайльд Гарольда Дж. Байрон изобразил образ «героя своего времени», героя мыслящего, страдающего. Этот образ стал родоначальником многих романтических героев начала XIX столетия. Таким образом, «Паломничество Чайльд Гарольда» открыло новые горизонты для поэзии романтизма.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Паломничество Чайльд Гарольда > Разочарование и одиночество героя в поэме Дж Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда»