СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А БЛОКА «В НЕУВЕРЕННОМ ЗЫБКОМ ПОЛЕТЕ» И Б ПАСТЕРНАКА «НОЧЬ» - сочинение

Современный мир, осмысливаемый лирическим поэтом, всегда кажется мистическим и почти всегда фантасмагоричным.
Стихотворение А. Блока — поэта-символиста (1910 г. — вершина символизма в его творчестве) — яркий тому пример. Поэт размывает границы реального и символического. Что это? Конкретный эпизод или обобщенное размышление? Стихотворение об авиакатастрофе или о гибельности прогресса? В любом случае Блок стягивает в узел и переплетает жизненные реалии. Это взлет и падение самолета, сам облик летающей машины, ликование людей («Пусть оркестр на трибуне гремит») — и авиакатастрофа. Факт гибели самолета Блок бросает нам в самом конце — одной строкой: «Остановится сердце — и винт». Может быть, даже самолет не погиб, а только приземлился, но атмосфера стихотворения настраивает нас на самое мрачное: «в неуверенном зыбком полете», «мертвые крылья», «серые сферы». Возможно, для Блока авиакатастрофа — это победа живого над неживым, доказательство невозможности существования «стальной, бесстрастной птицы». Все, что не имеет души, тленно, недобро, бессмысленно. Поэт странным образом одушевляет самолет, отождествляет его с бездушным, мертвым существом, инородным телом в этом мире. Вместо сердца у этого существа — винт («пламенный мотор» — ?!!), оно «без любви, без души, без лица», а следовательно, по Блоку, должно неминуемо погибнуть. Поэт четко проводит грань между Миром и Антимиром.
Мир Блока	Антимир
человек	нечто
любовь, душа, лицо	«стальная, бесстрастная птица»
творец	" бездушная машина
ощущение полета	зыбкость, неуверенность
жизнь	** «мертвые крылья»
древнее	~ новое, искусственно созданное
вальс, музыка	” рев мотора
природа, бездна ~ машина
Блок не отрицает цивилизацию, но не может принять ее грубое вторжение в человеческое общество, в человека с его душой и страстями — в этом философская идея стихотворения. «Ночь» написана Б. JI. Пастернаком почти через 50 лет после блоковского стихотворения. Мировой технический прогресс необратим — и летчик уже виден в другом ракурсе. Для Блока было бы кощунством сравнивать (да что там сравнивать! — приравнивать) летчика и художника, поэта. А Пастернак сознательно подчеркивает это: «Не спи, борись с дремотой / Как летчик, как звезда».



Лирический герой Блока отстранен (и сознательно отстранен!) от описываемого. Пастернак же находится в пространстве и времени своего стихотворения, очень динамичного по сравнению с блоковским. Поэт смотрит с самолета на землю («Под ним ночные бары, / Чужие города»), под землю («В подвалах и котельных / Не спят истопники»), из-под чердака художника на небо — из космоса вниз и снизу на космос. У Блока же взгляд был направлен в одну точку, вернее, он следит за одной точкой в небе. Разные уровни смотрения — разные степени видения. Нужно отметить, что отстраненность лирического героя Блока от действия придает его языку горьковатую надломленность, торжественность. У Пастернака высокое поэтическое соединяется с повседневным: жизнь настолько огромна, что не может делиться на низкое и высокое. И поэтому художник ...смотрит на планету, Как будто небосвод Относится к предмету Его ночных забот. Факт мироздания дается Пастернаком как предмет обихода, как нечто очень простое в своей сложности. Поэтому так легко взглянуть поэту из «неведомых вселенных», «какой в афише / Объявлен новый фарс». Блок четко противопоставляет «бесстрастную птицу» и все живое, а Пастернак объединяет их, создавая из «мира» и «антимира» Блока Вселенную и Вечность — две категории достаточно универсальные, чтобы поглотить все противоречия и противопоставления. Пастернак по-новому осваивает время и пространство, оставляя за собой право приравнять смысл жизни и поэзии: Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты — вечности заложник У времени в плену.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пастернак > СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А БЛОКА «В НЕУВЕРЕННОМ ЗЫБКОМ ПОЛЕТЕ» И Б ПАСТЕРНАКА «НОЧЬ»