Главная проблема произведения «Новые Робинзоны (Хроника XX века)» - сочинение

В рассказе Л. Петрушевской «Новые Робинзоны (Хроника XX века)» (1989), представляющем собой «руссоистскую» антиутопию, разрабатывается характерная для антиутопии последних десятилетий тема бегства человека  (группы людей) от насилия, от цивилизации в природу. Рассказ построен в форме монолога восемнадцатилетней девушки, которая вместе с родителями скрывается в деревне от захлестнувшего общество хаоса и насилия, а затем отправляется дальше, в лес, ища там убежища и спасения. Герои       Л. Петрушевской доведены до крайней степени нищеты и отчаяния, им грозит смерть со всех сторон.

Главная проблема произведения – проблема выживания, выживания в условиях тоталитарной системы и в условиях суровой природы. Семья сталкивается с голодом, холодом, а также с угрозой быть арестованными, ограбленными или убитыми. Л. Петрушевская детально описывает быт семьи. Жизнь людей сведена до необходимости продления существования.

    «Мы жрали салат из одуванчиков, варили щи из крапивы, но в основном щипали траву и носили, носили, носили в рюкзаках и сумках. Косить мы не умели, да и трава еще не очень поднялась…».

Л. Петрушевская впервые в жанре антиутопии создала образы беженцев, которые стали характерной приметой сегодняшнего дня. Военизированные колонны преследуют беженцев в рассказе, всякий, кто попадается на глаза «хозкомандам», исчезает навсегда. Часовые расставлены по всей стране, у каждого огорода, охраняя их от «внутренних врагов». До убежавшей семьи доходят слухи о страшных расправах: «Все перешвыряли, все унесли, все взяли…». Люди в рассказе Л. Петрушевской осознают трагическую неизбежность и готовятся к приходу тех, кто их уничтожит, готовятся к смерти. Особенности хронотопа произведения определяет ожидание смерти. Каждый день и даже час или минута воспринимаются как последние. А места пребывания (яма, канава, лесная чаща и т.д.) имеют значение лишь с точки зрения возможности продления жизни.

Е. Шкловский в статье «Косая жизнь. Петрушевская против Петрушевской» отмечает, что писательница решила выступить в роли «терминатора» и завершить бытовую линию в отечественной литературе антиутопией:

    «Куда ни кинь, всюду клин. Полный мрак и беспросветность. Жизнь наваливается так, что человеку из-под нее не вывернуться. Он только стонет под ее нестерпимой тяжестью, хватает широко раскрытым ртом воздух да бьется в исступлении и истерике, а сделать все равно ничего не может».

Подзаголовок рассказа красноречив: писательница действительно создает хронику конца XX столетия, фиксируя наиболее значимые события времени. Черты хроники проявились в точности и лаконичности описаний, повышенной роли внешней линии сюжета, «беспристрастном» повествовании, где фиксируется прежде всего событие, факт. Однако признаки хроники распространяются и на психологический план произведения. В рассказе нет характеров. Отец, мать, девушка – биологические единицы, новые Робинзоны, которые создают свой мир вне цивилизации.

Название рассказа «Новые Робинзоны (Хроника XX века)» символично: в нем соединяются и великая трагедия и вместе с тем неистребимая вера человека в победу над силами зла, смерти и разрушения. Л. Петрушевская показала драму людей XX столетия, которые под давлением тоталитаризма вынуждены бежать и спасаться, превратиться в «новых Робинзонов» в поисках защиты у природы. Самим названием произведения автор как бы подсказывает человеку его последний шанс на спасение – начать, как Робинзон, все с нуля, прикоснуться к земле, построить дом, взрастить посаженные зерна, вырастить детей, начать новую жизнь и историю.

Таким образом, всеобщему разрушению и смерти Л. Петрушевская противопоставляет семейные и общечеловеческие ценности. А в последующем рассказе «Гигиена» (1990) писательница проверяет на состоятельность эти ценности. Произведение продолжает тему рассказа «Новые Робинзоны» (Хроника конца XX века)». В центре внимания автора снова оказывается семья как маленькая модель общества: отец Николай, мать Елена, бабушка, дедушка и маленькая девочка. То, чего так боялись герои предыдущего рассказа, уже наступило. Последний час пробил, смерть уже не только стояла на пороге их дома, но и вошла в их дом. По мнению отца, «что-то действительно начиналось, не могло не начаться, он чувствовал это уже давно и ждал».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Петрушевская > Главная проблема произведения «Новые Робинзоны (Хроника XX века)»