Личность и эпоха в романе А Н Толстого «Петр I» - сочинение

Эпоха петровских преобразований и личность Петра I привлекли пристальное внимание Толстого еще до появления романа. Очевидно, автор находит определенные параллели и переклички того времени и периода двадцатых - тридцатых годов XX века в России. Фигура Петра в изображении Толстого многопланова и сложна. Образ царя дан в развитии. В начале романа Петр - мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол, долговязый и угловатый. Ему приходится пережить много страшных моментов: убийства, заговоры, бегство, бунт стрельцов, казни провинившихся и непокорных.

Постепенно из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный бесстрашный полководец. Писатель изображает Петра таким, про которого Пушкин писал: «Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». Образ царя дан в постоянной динамике, стремительности, он рвется вперед, толкая Россию на новые пути. Овладевший четырнадцатью ремеслами, Петр меньше всего заботится о сохранении «царственного величия». Толстой изображает его на приеме у посла и у кузнечного горна; крепящим снасти на паруснике и в сражении со шведами; в царских покоях рядом с Натальей Кирилловной и в трактире Монса. Петр действительно велик своей энергией, умом, волей. Велик он и тогда, когда, презрев вековые устои, велит «знатность по годности считать».

Он ценит талантливых людей, дает им возможность развить свои способности, щедро награждает за талант и трудолюбие. Но роман - не только «жизнеописание» царя Петра I. Изобразить личность великого человека невозможно вне риторического контекста.

Толстой воссоздает основные политические и исторические события рубежа XVII-XVIII веков (стрелецкие бунты, Азовские походы, войну со шведами, строительство Петербурга). Эпоха Петра не определяется только событиями российского масштаба.

Толстой изображает европейских политиков и государственных деятелей; на страницах романа появляются Карл, Август, турки, поляки, шведы. Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников: Александра Меншикова, Алексея Бровкина, Никиты Демидова, - выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов (Родомановский, Шереметев, Репнин), которые служат царю и его прогрессивному делу. Основной конфликт эпохи в изображении Толстого состоит в том, "что Петр, стремящийся сдвинуть Россию с мертвой точки, думающий о будущем русских людей, добывает средства для реформ у тех, ради кого они совершаются. Новые налоги, притеснения вызывают стихийный народный протест, брожение и недовольство: «Третью шкуру с мужика дерут. Оброчные - плати, кормовые боярину - дай, повытошные в казну - плати, мостовые - плати, на базар выехал - плати». Толстой развертывает в романе широкую картину народной жизни России той эпохи.

Характер, взгляды, симпатии и антипатии народа особенно ярко проявляются в «массовых сценах». Нищие, раскольники, крестьяне, среди которых выделяются образы Цыгана, Федьки Умойся Грязью, Жело, Воробьевых, Голиковых, - таков народ в романе, многоликий, борющийся, страдающий. Толстой не успел завершить роман.

Но с его страниц встают образы той эпохи и Петра I - преобразователя и государственного деятеля, кровно связанного со своим государством и эпохой.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Петр Первый > Личность и эпоха в романе А Н Толстого «Петр I»