Роман А Н Толстого “Петр Первый” - сочинение

 Роман  А.Н.Толстого " Петр Первый "А.М.Горький  назвал " первым  в  нашей  литературе настоящим  историческим  романом ", " книгой -  надолго ".  Отразивший  одну  из интереснейших  эпох  в развитии  России -  эпоху  коренной  ломки патриархальной  России  и борьбы  русского

 народа  за  свою независимость, роман А.Н.Толстого " Петр Первый"  всегда  будет  привлекать читателей  своим патриотизмом, необыкновенной  свежестью  и высоким  художественным  мастерством.  Этот  роман  знакомит читателя  с  жизнью России  конца  XVII - начала  XVII века, рисует  борьбу  новой  молодой  России, стремящейся  к  прогрессу, с  Россией старой, патриархальной, цепляющейся  за  старину, утверждает  неодолимость  нового. " Петр Первый "- это огромное  историческое  полотно, широчайшая  картина нравов, но прежде  всего - это, по  словам  А.С.Серафимовича, книга  о русском характере.

Личность  Петра  и его  эпоха  волновали воображение  писателей,  художников, композиторов многих  поколений. От  Ломоносова до наших  дней  тема Петра  не  сходит со  страниц  художественной литературы. К ней обращались  Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.

Свыше  двадцати  лет волновала  тема  Петра и Алексея Толстого:  рассказ  " День  Петра "  был  написан  в1917 году, последние главы  его  исторического  романа  " Петр  Первый " - в  1945. Не сразу  сумел  А.Н.Толстой  глубоко, правдиво  и  всесторонне нарисовать Петровскую  эпох, показать  характер петровских  преобразований.  " На  Петра  я нацеливался  давно, еще  сначала  февральской революции, - писал А.Н.Толстой.- Я  видел все  пятнана  его  камзоле,- но  все  же Петр  торчал  загадкой в историческом  тумане ". Об  этом  свидетельствуют  и  его  рассказ " День  Петра ", и  трагедия  " На  дыбе " (1928).   Характерно, что  к  Петровской эпохе  А.Н.Толстой  обратился в 1917  году; в  далеком прошлом  пытался  он найти  ответы  намучившие  его  вопросы о  судьбах  родины и  народа. Почему  именно к  этой  эпохе обратился  писатель? Петровская  эпоха - время  преобразовательных  реформ, коренной  ломки  патриархальной  Руси- воспринималась  им  как нечто  напоминавшее  1917год.

В  рассказе  " День Петра "  Толстой  стремился показать  Петра  Первого  своевольным  помещиком, который  хочет изменить  жизнь родной  страны. " Да, полно,- пишет  он , хотел  ли добра  России царь Петр? Что  была  Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и  ревностью: как  это его  двор  и скот, батраки  и  все хозяйство  хуже, глупее  соседского? " Отрицательное  отношение к Петру и  его  преобразовательской  деятельности  связано  было, как  полагают  исследователи, с  неприятием и  непониманием  А.Н.Толстым в 1917  году  Октябрьской революции.  В  пьесе  " Надыбе "  дана  более широкая  характеристика  времени  Петра  и его  окружения. Эпоха  дается по-прежнему  в  мрачных  тонах. Через  ряд эпизодов  проходит  мотив трагического одиночества  Петра. Он  одинок в  своей  огромной стране, ради  которой  " живота  не жалел "; народ  против  преобразователя. Одинок Петр  и  в среде своих  " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской- все  лгуны  и воры. Одинок  Петр  ив  своей  семье - ему изменяет  Екатерина. Несмотря на  то, что  в трагедии" На  дыбе " (на  дыбу  поднята  Петром вся  Русь) Петр  нарисован уже  большим  государственным деятелем,  он  по-прежнему оставался  для  Толстого загадкой - отсюда  и  утверждение писателем  бесперспективности его

 преобразовательской деятельности  и  изображение краха  всех  его многолетних  трудов. Стихия  побеждает  Петра, а не  наоборот , как у  Пушкина  в поэме  " Медный  всадник ". Одним  из  лучших произведений  советской литературы  на  историческую  тему  стал"превосходный",  по  словам А.М.Горького,  роман А.Н.Толстого"Петр  Первый".

Начало  работы  над этим  романом  совпадает с  событиями,  важными  в  жизни нашей  страны. 1929  год – год исторического  перелома. Именно  в  это время  Толстой  снова обращается  к  изображению Петровской  эпохи.  Он ощущает  перекличку  далекого Петровского, "когда  трещит  и рушится  старый  мир",с  нашим  временем, чувствует  определенное  созвучие между  этими  двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ  РОМАНА  "ПЕТРПЕРВЫЙ"

1. Прежде  всего  писателю нужно  было  определить, что  будет для  него  основным в  романе,  и с  этих  позиций  отбирать  соответствующий  материал  в трудах  историков,  исторических  документах, мемуарах.  Этим  основным для  Толстого,  по его  словам,  явилось "становление личности  в  эпохе".  Об  этом  он говорил  и  в беседе с  коллективом  редакции журнала  "Смена":  "Становление   личности в  исторической  эпохе - вещь  очень  сложная. Это  одна из  задач моего  романа".











2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость. 3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа. Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах. КОМПОЗИЦИЯИ СЮЖЕТ РОМАНА "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I." Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля. Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил. Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей. Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи – на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу. Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ниту, ни другую группу не интересовали ни интересы государства, ни судьба народа. Толстой подчеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. " И все пошло по старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов ... кислые столетние сумерки - нищета , холопство, безделье" ( после победы Милославских ); но вот победили Нарышкины - "...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось" Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын ,что Борис - одна от них радость". Толстой показывает, что народ играет решающую роль ив тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских ит. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен. Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы. Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. "Упиралась вся Россия ,- пишет Толстой. Страшились перемен, "ненавидели быстроту и жестокость но вовводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: "Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра. Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух: "Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей". Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна, более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь – начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования Руси. Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Питербурх. Большое место от ведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований ( например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев. "Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитанные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжал он ненавидеть Петра и его нововведения. Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, ив поведении мужиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина. Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционное по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда - подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконно русских земель - Юрьева и Нарвы. Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. " Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра. В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части." Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хотя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены произошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее течение. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург. Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития России, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе. Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой силой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом. Книга осталась, к сожалению, незавершенной." Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени - можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии". Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со старым. В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, месяцы, и все-таки движение времени ощущается во всем: в том, как растет и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в частности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бровкиных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимаются быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий и оказываются отброшенными резко назад". В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине. А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Петр Первый > Роман А Н Толстого “Петр Первый”