Эпоха и правитель в романе А Н Толстого «Петр Первый» - сочинение

1.	Историческая тема в романе А. Н. Толстого.
2.	Связь личности Петра и его эпохи.
3.	Формирование характера Петра под воздействием исторических событий.
Алексей Николаевич Толстой после Октябрьской революции обратился к исторической тематике. Его историческая проза — это «Наваждение», «День Петра», «Граф Калиостро», «Повесть смутного времени». Это произведения больше приключенческие, исключая рассказ о Петре Первом.
В своем первом обращении к личности Петра Толстой рисует его достаточно негативно, пишет о его жестокости к людям. По мотивам «Дня Петра» в 1928 года Толстой пишет пьесу «На дыбе», в романе «Антихрист (Петр и Алексей)» его взгляд на личность царя меняется. Он начинает видеть в Петре вершителя исторического прогресса. И в 1930 году выходит первая книга «Петра Первого», за ней в 1934 году
—	вторая. Это масштабное повествование о личности царя и петровской эпохе построено на противопоставлении двух миров: старого и нового. Конечно, автор стремясь подчеркнуть отсталость и неразвитую культуру допетровской Руси, допустил некоторые преувеличения, но ему удалось показать историческую необходимость преобразований России. Роман создавался с 1929 по 1945 год.
Первая книга описывает события 1682—1698-х годов. Здесь много событий, некоторых автор коснулся очень кратко. Последние страницы второй книги посвящены началу строительства Петербурга. В 1703 году он основан, Россия преображается, меняются герои, в том числе и Петр. Толстой великолепно описывает быт и нравы того времени, и благодаря этому роман читать очень увлекательно, хотя он лишен интриги и продуманного сюжета, в нем нет развернутого психологизма, а события не связаны четкой сюжетной линией. Описание поведения множества героев, их речь максимально дают нам почувствовать эту историческую эпоху. Роман пестрит подробными сведениями о социальных конфликтах, реформах, людях ушедшей эпохи. «Петр Первый» написан в традиции реалистической литературы, автор умело сочетает вымысел и историческую правду. Это одно из достижений автора в данном произведении.
Третья книга оказалась слабее двух первых. Она создавалась в 1943—1944-х годах, когда Толстой был смертельно болен. К сожалению, он не успел ее окончить. Эта книга более размеренна, сцены выписаны тщательно, автор раскрывает события, включает в нее обстоятельные длинные разговоры. Книга осталась оборванной на эпизоде взятия Нарвы, тяжелом поражении войск Петра. И это описание первого поражения в начале Северной войны дает ощущение законченности романа. В третьей книге автор откровенно идеализирует Петра, а также привносит в повествование современную ему патриотическую атмосферу текущей Великой Отечественной войны.



В целом исторический роман «Петр Первый» — восхваление сильной реформаторской власти. Эпоха Петра Первого была полна решительных преобразований в России, и автор стремится показать эти перемены в каждом слое населения, изображая целостную картину и колорит эпохи. Петр, главная фигура романа, растет в нем от мальчика до государственного деятеля. Как преобразователь царь изображен в тесной связи со своим временем. Россия была готова к историческим преобразованиям, и Петр стал их свершителем, оказавшись в центре борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Петр показан в романе на протяжении двадцати пяти лет. Его биография — основа построения романа. Толстой писал об этом так: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, установление центра... зрения. В моем романе центром является фигура Петра I. Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи». История сама выбрала Петра, считает писатель, а исторические обстоятельства сформировали из него деятельного государя-реформатора. Этот процесс и показывает нам автор. Внешне Толстой скупо описывает Петра, лишь одно описание, впечатление иностранца, дается развернуто: «Это — человек высокого роста, статный, крепкого телосложения, подвижный и ловкий. Лицо у него круглое, со строгим выражением, брови темные, волосы короткие, кудрявые и темноватые. На нем был саржевый кафтан, красная рубашка и войлочная шляпа». Главное описание царя дается его действиями. Например, автор подчеркивает нервность его натуры, торопливость: «Горячась, он начинал говорить неразборчиво, захлебывался торопливостью, точно хотел сказать много больше того, чем было слов на языке». Петр хотел сделать Россию равной европейским государствам. Ради этого, как он считает, и надо пороть, стричь бороды боярам. Народ относился к Петру по-разному: и бунтовал против него, и видел в нем простого трудолюбивого мужика, близкого ему. Отношение царя к народу видно из бесед с простыми людьми. Толстой говорит от лица народа, его глазами рассматривая историю России. Петр Алексеевич учился науке, военному делу, разным искусствам, языкам, специальностям, не гнушался подчиняться простым ремесленникам. «Он всеобъемлящей душой на троне вечный был работник» — так говорил о Петре А. С. Пушкин. Мы постоянно видим его в сражениях, которые он считает не средством добиться славы, а государственной необходимостью. Он не храбрится, а достойно проигрывает бой под Нарвой, и его нельзя назвать трусом. Неудачи только подгоняют его к цели: «Славы не ищем... И еще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем...» Это поражение под Нарвой приносит свои плоды: Петр приходит к выводу, что нужна реорганизация армии. Таким образом, сама жизнь подсказывает ему необходимость реформ. Роман не биография царя, автору важно показать, как эпоха формирует личность исторического деятеля. Именно с этой точки зрения автор показывает нам все события: восстание стрельцов, правление Софьи, походы Голицына и Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга. Толстой считает, что только Петр может встать во главе преобразований.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Петр Первый > Эпоха и правитель в романе А Н Толстого «Петр Первый»