Время и люди в романе М А Шолохова «Поднятая целина» - сочинение

1.	История в романе.
2.	Гремячий Лог и его жители.
3.	Две «правды» коллективизации.
Роман М. А. Шолохова «Поднятая целина» состоит из двух книг. Первая написана в 1932 году, а вторая - в 1959. Сюжет романа: становление колхозного строя в деревне, коллективизация. Писатель изображает историю на примере своей родной Донщины. Колхоз создавали в борьбе против белогвардейцев, с трудностями в отношении раскулачиваемых, преодолевая противостояние крестьян-собственников. Смена старого строя новым была очень трудной для обеих сторон: тех, кто создавали колхоз и самих крестьян.
С точки зрения истории это было насильственным процессом, существовали и перегибы, сам Шолохов в письме И. Сталину говорит о происходящем так: «А вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полостей, продают  в 
Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится... А что творилось в апреле, в мае! Конфискованный скот гиб на столичных базах, кобылы жеребились, и жеребят пожирали свиньи (скот весь был на одних базах), и все это на глазах у тех, кто ночи недосыпал, ходил и глядел за кобылицами... После этого и давайте говорить о союзе с середняком. Ведь все это проделывалось в отношении середняка».
Своя, советская власть забирала у людей последнее, оставляя многодетные семьи без пропитания и жилья. Поэтому и поднимались середняки, собираясь в банды. Но Шолохов остается объективным в романе: не идеализирует отношения хозяев и батраков, хотя и сочувствует раскулаченным, которые нажили хозяйство своим трудом. Но из-за его объективности возникли претензии. Редакция «Нового мира» потребовала изъятия глав о раскулачивании и изменения названия (первоначально роман назывался «С кровью и потом»).
Роман начинается с приезда на хутор двух мужчин. Донские казаки должны изменить свою жизнь, и в хутор Гремя- чий Лог приезжает путиловский рабочий Давыдов, чтобы организовать колхоз. Но в то же время туда является белогвардеец Половцев, чтобы не допустить этого.
Многие колхозники настроены на новую жизнь и помогают ее строить. Это Макар Нагульнов, Андрей Разметнов, комсомолец Найденов, Ипполит Шалый, Кондрат Майданников. Но в деревне есть и кулаки, которые не хотят, чтобы их нажитым добром пользовался колхоз: Островнов, Бородин, Лапшинов, Фрол Дамасков, Тимофей Рваный.



Коммунист Давыдов хорошо сходится с людьми, но и ему нужно вжиться в обстановку, понять, почему тот или иной крестьянин противится коллективизации. Он ошибается в Якове Островнове, не разглядев в нем врага. И еще немало допускает ошибок, но всегда признает их. Для того чтобы убедить людей, он подает им собственный пример: не умея пахать, становится за плуг, и остальные тоже начинают работать. Также он занимается политпросветом. Этот герой вызывает симпатию, он жизнерадостен, добр и верен своим убеждениям, мечтает построить хорошую жизнь. Помощники Давыдова Андрей Разметнов и Макар Нагульнов - уроженцы хутора. Разметнов из бедной семьи, служил в Красной Армии, но ему надо еще учиться, чтобы ориентироваться в ситуации. Он жалеет раскулаченных, их детей. Макар Нагульнов не жалеет никого, даже детей готов ради революции расстрелять из пулемета. Про коллективизацию он говорит как про дело добровольное: кому не понравится в колхозе, пусть выходит, а на самом деле рассуждает так: «Вышли люди из колхоза, а им ни скота, ни инструмента не дают. Ясное дело: жить ему не при чем, деваться некуда, он опять и лезет в колхоз». Его жестокие методы даже вызывают осуждение прокуратуры. Но втроем эти герои уравновешивают друг друга, Разметнову и Нагульнову известно о жизни хутора больше, чем Давыдову. Образ деда Щукаря одно время воспринимался критиками как изображение тунеядца, который не крестьянин по своей природе. Но стоит лишь вчитаться, чтобы увидеть, что конюх и кучер при правлении колхоза Щукарь выполнял свои обязанности. Просто, по словам самого Щукаря, в крестьянской жизни у него не было удачи, а теперь он уже стар. Труд деда автор оценивает положительно, юмор этому не помеха, и смех не звучит в его отношении осуждающе. Есть версия, что истинное отношение к принудительной коллективизации Шолохов выразил в словах белого офицера Половцева, который говорит о грядущем голоде и о том, что колхозники станут как крепостные. Сталинскую статью «Головокружение от успехов», которая успокаивает людей, он комментирует так: «Дураки, богом проклятые! Они не понимают того, что эта статья гнусный обман, маневр! И они верят... как дети... Поймут и пожалеют, да поздно бу дет». Это только подтверждает то, что писатель стремился не к однобокому изображению истории, а показал две «правды». Работа над второй книгой была прервана голодом и ежовщиной, и Шолохов не мог писать дальше, хотя бы из- за того, что не мог лгать и не мог сказать всю правду. В результате вторая книга ограничилась в действии двумя месяцами. В третьей книге по замыслу должны были изображаться отрицательные стороны раскулачивания. Ее он написать уже не мог Шолохов не прославляет в романе Сталина, его имя колхозу присваивают в спорах. Но он не был и противником коллективизации, а также подчинялся доктрине соцреализма, которая требовала агитационного искусства. Несмотря на эти противоречия, художественные достоинства романа неоспоримы. Зарубежная и белоэмигрантская критика хвалила роман за правду о коллективизации. В 1941 году Шолохов получил Госпремию, а в 1965 году - Нобелевскую премию.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Поднятая целина > Время и люди в романе М А Шолохова «Поднятая целина»