Гибель «героя любовника» — трагедия русской литературы (по повести А И Куприна «Поединок») - сочинение

Куприн - мой любимый писатель. Но именно из-за него я не стал поступать в военную академию. Не потому, что из-за каких-то там «убеждений» я против военной службы. Просто повесть «Поединок» показала мне, что мечтательным натурам вроде подпоручика Ромашова в армии делать нечего. Я не говорю о «гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта», потому что все в конце концов зависит от человека. Как себя поставишь, так к тебе и будут относиться. Речь идет о том, подходит конкретный человек к военной службе или нет.
Повесть «Поединок» Александр Куприн написал в год первой русской революции, после Кровавого воскресенья и позорного проигрыша России в войне с Японией. Русская армия оказалась неподготовленной и слабой. Генералитет и офицерство покрыли себя позором, несмотря на проявление единичных случаев героизма в бою, в основном нижними чинами.
Кадет, а затем русский офицер Александр Куприн не мыслил себя вне армии. Он с детства готовил себя для службы, такова была семейная традиция. Но армия царской России в то время представляла собой весьма печальное зрелище - захолустные гарнизоны с полунищими офицерами, которые не вызывали восхищения даже у провинциальных барышень.
Особенно ярко мне запомнился эпизод, когда подпоручик Ромашов встречается глазами на перроне с дамой из роскошного вагона. На нем шинель с бахромой внизу, мятые погоны и уродливые галоши, какие носили все офицеры в их полку. Далеко не гвардейский щеголь, а обыкновенный армейский офицер, который всю жизнь тянет лямку за такое скромное жалование, что не всегда удается выучить детей в гимназии.
Армейская жизнь наполнена бессмысленной муштрой и зубрежкой никчемных уставов. Неграмотные солдаты, оторванные от сохи, полны недоумения от армейских порядков и даже ненависти к офицерам. В ответ на бесчеловечное обращение армейского начальства другого отношения солдат к офицерам и быть не может: рукоприкладство и унижение нижних чинов было нормой. Никакой воспитательно-политической работы с солдатами тогда не проводили. В свободное время они были предоставлены сами себе.



Одна у командиров была только мысль - поступить в академию, стать офицером генерального штаба, чтобы получить аксельбанты и иметь повышенное жалованье. А если нет перспективы для учебы - тогда только остается тихо спиваться в своем гарнизоне. Подпоручик Ромашов по-иному смотрит на солдат, нежели остальные офицеры. Рядовой Хлебников приникает к нему в слезах, как к доброму барину, в поисках защиты от издевательства унтеров. Молодой офицер с чистой душой слышит разговоры нижних чинов, впадая при этом в особую задумчивость. Именно эта задумчивость, склонность к созерцательному размышлению, а также слишком мягкое сердце губит карьеру молодого офицера. На строевом смотру, когда взвод должен чеканить шаг мимо начальства, Ромашов весь уходит в свои мечтания и не замечает, что его солдаты давно шагают не в ногу. А самому ему в это самое время представляется, будто бы его солдаты идут как на параде. Так же неверно он представляет себе Шурочку, рисуя себе высокий идеал красоты и женственности в хитрой интриганке, которой ничего не стоит предать его и подставить под пулю на поединке. Военная служба не нуждается в мечтателях и созерцателях. «Делай, как я!» - основная команда при работе с личным составом. В армии нужно делать так, как делают все. А все пьют беспробудно, играют в карты, волочатся за гарнизонными дамами, вроде госпожи Петерсон, которая не дает симпатичному молодому человеку прохода своими грязными приставаниями. Все смеются над подпоручиком Ромашовым, человеком не на своем месте. Он становится мишенью всякого рода издевок и розыгрышей. Сколько бы терпения у него ни было, он больше не в силах выносить грязных намеков. Нравственные издевательства имеют свой предел, как и физические пытки. Ромашов пал бессмысленной жертвой ради карьеры Шурочкиного мужа и сомнительной чести мундира, он вовсе не герой в полном смысле этого слова. Но геройство Ромашова в другом - он сумел отстоять свою душу от губительного влияния армейской среды. Лучше умереть, чем пойти на поводу у других и стать никчемным гарнизонным служакой с пустой душой и злобной ненавистью к судьбе. Такие офицеры - опасны на крутых поворотах истории, потому что вооруженных людей можно обманным путем заставить стрелять в свой же народ, а это несовместимо с воинской честью.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Поединок > Гибель «героя любовника» — трагедия русской литературы (по повести А И Куприна «Поединок»)