ЗАЧЕМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК (по повести В Г Распутина «Пожар») - сочинение

Сегодня любой серьезный разговор сводится к трем главным вопросам. Первый — это шукшинский вопрос: что с нами происходит? Два других были заданы значительно раньше: что делать и кто виноват?» В своих произведениях Распутин пытается ответить на эти вопросы и на многие другие, которые ставит современная жизнь и которые сводятся к философской проблеме о значении жизни человека на этой земле.
В повести «Пожар» Распутин повествует о катастрофе. Но она представляется нам не на местном уровне. В повести все события освещены с жизненной позиции главного героя — Ивана Петровича Егорова. Вот финал повести: «Иван Петрович все шел и шел, уходя из поселка и, как ему казалось, из себя... Пахло смолью, но человек в нем чувствовал не этот запах, а что- то иное, что-то слившееся воедино со смоляным духом; стучал дятел на сухой лесине, но не дятел стучал, а благодарно и торопливо отзывалось чему-то сердце. Издали — далеко видел он себя: идет по весенней земле маленький заблудший человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдет сейчас он за перелесок и скроется навсегда. Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля». Что же случилось с чуткой и верной душой? Зачем человек живет на свете? Об этом повесть Распутина.
Мучительны раздумья Егорова. Их исток глубоко личный. Но он лежит отнюдь не в семейной жизни героя. У него благоприятно сложившаяся судьба, счастливый брак с Аленой, они до пожилого возраста сохранили любовь друг к другу, вырастили хороших, честных детей. Тем болезненнее, драматичнее воспринимает Иван Петрович окружающее его разорение.
Пожар, случившийся в леспромхозовском хозяйстве, приобретает символичный смысл: огонь довершает и высвечивает плачевное состояние поселка. «Далеко осиянные заревом» пожара избы и дома заново пробуждают ощущение его неудовлетворения. Этот поселок, вроде не городского и не деревенского типа, словно кочевал с места на место. Конечно, здесь леспромхоз. Но этим только с одной стороны объяснялись непорядки в поселке. Причина проста: «валить лес, только валить и валить, не заботясь, останется, вырастет тут что-нибудь после или нет». Печальные обобщения Ивана Петровича вытекают из конкретных фактов. Давно наблюдает он за разрушительной практикой «архаровцев». Все попытки противостоять их бесчинствам кончаются для Егорова неудачно. Предчувствие жестокой мести, оскорбительность общения с ними, нарастающая боль за поруганную землю — все это побуждает Ивана Петровича искать новое место жительства. Во время бедствия давние и недавние его страдания обостряются. Разве так должен жить человек? Сегодняшним днем, не думая о завтрашнем, не заботясь, что останется потомкам? Сгорели леспромхозовские склады. Окровавлены, изранены те, кто все-таки сумел спасти поселок от огня. Убит самоотверженный Хамко. «Горечь, боль, угар» — в каждой детали картины, оставленной страшной ночью. Но утро приносит яркий спасительный свет: «Весна отыскала и эту землю — и просыпалась земля. Разогреется солнышко — и опять, как каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету, представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит такого уговора человек. Никакая земля не бывает безродной». Распутин утверждает жизнь и красоту природы. Но земля определяет и судьбы человека: «...ей решать, ей вынашивать виноватых, своих и чужих, собственным поставом судить, что потом из кого выйдет».
Мысль о том, «что из кого выйдет», более всего волнует Ивана Петровича. Он несет в себе неприятие уродливых сторон действительности и одновременно — жажду излечить израненную землю, насытить энергией опустошенное сознание тех, кто забыл ее священные предначертания. Поэтому даже к главарю «архаровцев» Сашке Девятову Егоров испытывает сложное чувство, не лишенное теплого сожаления о юношеской красоте, будто подточенной чем-то, «будто подсыхающей изнутри». А задавленный в схватке с Хамко воришка Соня назван почти сочувственно «потерявшим имя, безвестным горемыкой». Мучительны вопросы, одолевающие Ивана Петровича: «Так почему же тогда он, живущий по несворачиваемой правде, вступил в войну не только с другими, кто ее не хочет или принимает лишь наполовину, но и с самим собой? Они не правы, и он, говорящий, что они не правы, держащийся правды как закона, — и он не прав. В чем дело?» Так трудно прорастает в сознании Егорова веление высшей совести. Высшей потому, что обычная совестливость, добрые дела, справедливость всегда были ему присущи. Но с некоторых пор он понял, что прямолинейность осуждения зла, правосудие и честное исполнение своих обязанностей ничего не изменяют в сложившемся миропорядке. Теперь Иван Петрович «исступленно размышляет» о том, как остановить страшный процесс — «было не положено — стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор... почитается за ловкость и доблесть». Исстрадавшийся человек «взывается» на любое стереотипное успокоение: «План?! Да лучше б мы без него жили!.. Лучше б мы другой план завели — не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько осталось!» В собственном стремлении вскрывать, что хорошо, а что нехорошо, Иван Петрович интуитивно чувствует определенную уязвимость. Словом нельзя пресечь «потерю душ».



Герой «Пожара» — скромный сельский житель. Он не обладает выдающимися способностями. Да и желанная перестройка не свершается мгновенно. Егоров так и не находит магических средств воздействия на окружающих. Но мудрость его «долгих и обрывистых раздумий», цельность чувств создают ясное представление о подлинной, содержательной жизни. Иван Петрович живет для себя и для всех. Он хочет, чтобы его поселок стал домом для всех, родным домом. Любить всех, работать для всех, заботиться о своем и общем благе. Может, в этом и есть смысл жизни человека? Четыре силы помогают человеку: «...дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». Егоров понимает эту истину на своем опыте. Просто и вместе с тем поэтично раскрываются в повести его отношения с женой: «Опрятный и мягчительный тот мир, который был Аленой, с годами не только не выстыл, но еще и пораз- дался в понимании и тепле». Во всех тяготах леспром- хозовского существования Егорова удивительно легко и сердечно поддерживает жена. Близки ему и те честные работники, которых он называет «надежными людьми»: бывшие односельчане Бронников и Хамко, тракторист «из новых» Кольцов, начальник участка Водников, «дело свое по возможности правящий как следует». Особую роль в его судьбе играет Бронников. Оба они находятся во власти одной думы — о «земле, которой отдана жизнь». Но Бронников не разделяет мучительных сомнений Егорова, по-другому понимая человеческое назначение: «Наше дело — жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару». Пассивное ожидание чуждо Ивану Петровичу. Тем не менее именно Бронников выдвигает перед Егоровым, собирающимся навсегда уехать из Со- сновки, трудную задачу: «Эх! Неужели так и бросим? Обчистим до ниточки и бросим! И нате — берите кому не лень». После пожара Егоров идет к Бронникову, чтоб окончательно прояснить свой дальнейший путь. На вопрос «что будем делать?» Бронников отвечает: «Жить будем!» Егоров уверенно вторит ему: «Будем жить». Этот краткий диалог утверждает новые перспективы жизни. Сложные бытийные проблемы, обретенные в обыденной действительности, должны получить столь же реальное практическое разрешение. Надо жить для своего будущего и для будущего нашей земли. Именно так понимает назначение жизни Егоров. В этом и заключается смысл жизни человека. «Пожар» стал значительным этапом в творчестве В. Г. Распутина. Художественно убедительно обосновывается в произведении необходимость духовной перестройки общества. Этот процесс не отделен от социально-экономических изменений. Напротив, человеческий фактор воспринимается частью коренных преобразований страны. Высшая цель диктует обостренное внимание к глубинным состояниям внутреннего мира человека.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > Пожар > ЗАЧЕМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК (по повести В Г Распутина «Пожар»)