Анализ сказок Василия Королева Старого «Нечистая сила» «Мавка вербинка» - сочинение

Цель:           рассмотреть содержание сказок «Нечистая сила», «Мавка Вербинка»; учить учеников мотивировать свою мысль, строить заключения, обобщения; развивать навыки выразительного чтения; умение анализировать прочитанное, различать добро и зло, смешное и страшное, фантастическое и реальное.

Оборудование:: портрет писателя В. К. Королева-Старого, рисунки к сказкам, издание сказок «Нечистая сила».

Заглядывает в оконное стекло сказка седины глазами, Материнская добрая ласка у нее за плечами.

В. Симоненко.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        Вступительное слово учителя.

Сказки. Любят их и взрослые, и дети, так как они учат добру, справедливости. Итак, к нам на урок заглянула сказка.

Тема нашего урока «Сказки В. Королева-Старого “Нечистая сила”, “Мавка Вербинка”». Так вот на уроке мы должны рассмотреть содержание этих сказок, давать четко и конкретно ответы на вопросы, уметь строить заключения, характеризовать сказочных героев.

А кто же он, сказочник? Перелистаем страницы из его биографии, разгадав кроссворд.

III.        Повторение изученного материала.

1. Кроссворд.

Какая настоящая фамилия В. К. Старого? Прочитать слово в первых клеточках по вертикали.

1
	  	  	  	  	  	 
2 	  	  	  	  	  	 
3 	  	  	  	  	  	 
4 	  	  	  	  	 
5 	  	  	  	  	 
6 	  	  	  	  	  	  	 
7 	  	  	  	  	  	  	 

1)   Человек, который пишет сказки. (Сказочник)

2) Чтобы быть полезным своему народу, он решил продолжить... (Образование).

3)   Жанр автобиографического произведения «Шмелик». (Роман)

4) Сказочный герой, обобщенный характер, созданный писателем. (Образ)

5)   Село, в котором родился. (Ладан)

6)   Где учился писатель? (Институт)

7)   Имя Королева Старого. (Василий)

IV. Изучение нового материала.

1.   Вступительное слово учителя.

Домой вам была задача прочитать сказки, а именно: «Нечистая сила», «Мавка Вербинка». Прежде чем приступить к анализу этих сказок, давайте заглянем в словарь мифических существ, о которых будет идти речь на уроке.

2.   Словарь сказочных героев

1)   Нечистая сила— сверхъестественное существо, которое воплощает в себе зло.

2) Ведьма— женщина, которая, знается с нечистой силой, наносит людям вред.

3)   Вурдалак— нелюдимый человек.

4) Водяной— злой дух (изображаемый в фольклоре как дед с седой бородой), который живет в озерах, реках и т.п. и приносит людям несчастья.

5)   Леший— тот, что живет в лесу.

6)   Мавка— сказочное лесное существо в образе волшебной голой девушки с длинным распущенным волосами.

 

Учитель. Королев-Старый создал еще собственный мир сказочных героев. В частности в сказке «Нечистая сила» действуют:

1) Дивы из Персии — мифические существа.

2) Джин— в мусульманской демонологии — духи, которые населяют горы, пустыни, оазиса; разновидность чертей и упырей.

3) Тролли и Эльфы— лешие.

4) ЛЕДИ — персонаж шотландского фольклора.

5) Корриганы и ночные прачки — мифологические существа.

6) Гастраман, Шотек, Скршитек — персонажи чешского мифологического фольклора.

7) Фотель— кресло.

8) Ермолка— шапочка из мягкой материи без околыша, которая плотно прилегает к голове.

9) Лапсердак— старинная длинная верхняя одежда польских и галичских евреев.

 

10) Люстриновый— пошитый из люстрина, шерстяной или полушерстяной ткани с глянцем.

11) Атрамент— чернило.

12) Калавурка— очевидно, имеется в виду сторожевое помещение.

13) Кунак— товарищ (татарское слово).

14) «Мавка Вербинка»:

 

1.  Бинда— лента.

2.  Вискусовывают— здесь: прячутся, избегают.

3.  Рассмотрение содержания сказки «Нечистая сила». 

Ученики знакомятся с героями сказки «Нечистая сила».

Учитель. Дайте ответ на вопрос: Кого из персонажей вы считаете злыми, а кого добрыми? (Работа в парах. В подтверждение выписать цитаты).

Вопрос для беседы.

1) Ученики читают сказку от слов «было это в тысяча девятьсот будь каком-то году...» до слов «...так блестели они нежным сине-желтым сиянием чистой, свежей трухи...». О каких сказочных героях здесь речь идет?

2) К чему они готовились?

3) Во что были одеты Черти, Ведьмы, Вурдалаки?

4) Кого из героев сказки называли «господами делегатами»?

 

5) Из каких стран прилетали Красные юноши, Дивы из Персии и Джины, годные девушки и другие сказочные образы?

6) Кто прилетел в гости? Найдите эти строки в тексте сказки.

7) Как звали самого старшего и самого уважаемого на Украине Чертового деда?

8) Найти портрет Ресница в тексте.

9) О чем говорил Ресниц на светлом собрании?

 

10) Кого встретил Хапун, когда летел на собрание? Рассказать об этой встрече.

11) Кем оказался еврей?

12) Что думал о Невидимой силе писатель?

13) Зачитать конец сказки от слов ...три года прожил у Невидимой силы в гостях писатель...

14) Что хотел нам сказать о Невидимой силе сказочник?







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Анализ сказок Василия Королева Старого «Нечистая сила» «Мавка вербинка»