Сочинения > По произведениям русской литературы > А Димаров «Голубой ребенок» Автобиографическая повесть ( «На коне и под конем»)
А Димаров «Голубой ребенок» Автобиографическая повесть ( «На коне и под конем») - сочинение


Развитие связной речи. Пересказ интереснейшего приключения героя – подростка из произведения А. Димарова «Голубой ребенок»
Автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого
Автобиографическая трилогия Льва Толстого



Цель: ознакомить школьников с жизнью и творчеством А. Димарова, сжато охарактеризовать автобиографическую повесть-тетралогию «Голубой ребенок»; начать работу над анализом части тетралогии «На коне и под конем»; развивать память, внимание, наблюдательность, выразительность во время чтения художественных произведений, умение комментировать, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения к творчеству А. Димарова, пунктуальность, черты доброты, чуткости, искренности.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет А. Димарова, выставка его художественных произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

Ученики зачитывают мини-произведение на тему «Моя любимая поэзия А. Малышко» с дальнейшим его обсуждением и комментарием.

III. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами.

• Какое произведение называется автобиографическим? Приведите примеры.

• Чем поучительны произведения художественной литературы? Бывают ли в их содержании отрицательные вещи? Как вы на них реагируете?

• Какие черты характера вы уважаете в человеке? Что необходимо для их воспитания? Одинаково ли вы ведете себя во время пребывания в кругу семьи, в школе, среди друзей? Чем это обусловлено?

• Дайте определение юмора. С какой целью он используется в произведениях художественной литературы? Приведите примеры юмористических произведений.

• Чем отличается юмор от сатиры?

• Что характерно для комического?

IV. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Каждый человек - неповторимый. Народная мудрость.

Вот и проживи, человек, свой век, чтобы твой ребенок, чтобы чья-то сирота, чтобы люди

тебя человеком называли... М. Стельмах.

3. Обработка отдельных частей произведения А. Димарова «Голубой ребенок»

(«На коне и под конем»).

3.1. «Мы вступаем в восьмой».

3.1.1. Выразительное чтение или пересказ интересных эпизодов раздела.

3.1.2. Тема: изображение волнительного события в жизни героя - после окончания семилетки он был зачислен к ученикам средней школы.

3.1.3. Идея: возвеличивание важности обучения в жизни человека, мечты матери и мальчика о возможности получения им в дальнейшем высшего образования.

3.1.4. Основная мысль: обучение - это благородное дело, которое делает человека грамотным, полезным обществу.

3.1.5. Композиция.

Экспозиция: окончание героем произведения семилетки.

Завязка: мать с Толей отправляются в город для устройства на обучение в средней школе.

Кульминация: радость матери по поводу зачисления ее ребенка в среднюю школу.

Развязка: встреча матери и Толи с Сергеем.

3.1.6. Содержание раздела.

После окончания Толей семилетки мать с ним отправляются в город для решения вопроса дальнейшего обучения сына. Посетив школьного директора, который удовлетворил просьбу матери, Толю зачислили в состав учеников средней школы. После чего мать с сыном посетили столовую, а потом и кино.

Вечером, возвращаясь домой, мать и Толя увидели Сергея, который также тайно от них ездил в город.

3.1.7. Беседа с вопросами.

• Какие трудности были у Толи во время обучения?

• Почему герой произведения считает, что его мама бессмертная? («Хотя я давно уже выучил, что земля кружится вокруг солнца, однако подсознательно еще верю в то, что весь видимый мир вращается вокруг мамы. Итак, мама не может умереть, так как это означало бы конец всего мира»).

• Опишите помещение, где жил герой произведения. («И порезанный, издолбленный, залитый чернилами трудяга-стол, за которым мы часто собирались втроем: я, мама и Сергей. И скамейки с крепкими дубовыми ножками... И ночь-кормилица и согревальница... И миски и чашки, и деревянные ложки, которыми так ловко есть... И пузатый комод, потрескавшийся и загрязненный... И заметенный до самой ручки веник, который не раз танцевал на наших спинах...»). О чем свидетельствует данное описание? (Уровень жизни людей).

• Какой была успеваемость у мальчика после окончания семилетки? («В черной клеенчатой сумке - имеет свидетельство об окончании семилетки. Оценки не такие уже и плохие, хотя мама и твердит, что они могли бы быть лучшими. Я тоже с ней согласен, что могли бы, но то уже не моя вина, так как не я же выставлял все те оценки»).

• Из-за чего Толя завидовал Ване? («Ване судилась сказочная судьба: ходить в форме, курить «Казбек» и водить поезд»).

• Почему Толя считал, что ему хуже живется, чем Сергею?

• Какой увидел герой произведения среднюю школу? («...Стояла посреди железнодорожного выселка, застроенного четырехквартирными деревянными бараками, что все как один были похожи на пеналы для ручек и карандашей. Именно же помещение похоже на дворец: двухэтажный огромный дом с такими большими окнами, что для стен почти не остается места...»).

• Что свидетельствует о разнервничавшемся состоянии мамы перед посещением ее с сыном директора средней школы? («Застегни верхнюю пуговицу... Она у тебя не застегнута! Боже, а волосы! И не крути головой, дай хоть немного причесать... А уши! Вчера же мыла... Разве можно идти к директору с такими ушами? - Гляди же мне: будешь сидеть у директора - не шаркай ногами... И руки держи на коленях. И не крути головой, а смотри на директора»).

• Какое впечатление на мальчика оказал директор школы? («...Невысокого роста, так как над столом видно только его плечи и голову... Сколько живу, не видел такой блестящей лысины. Она была похожа на облупленное пасхальное яйцо»).

• Что привело в удивление Толю в столовой? («Я затискаю в руке две вилки, две ложки и две чайные ложечки, которые дал нам при входе сердитый на вид дядя. Да еще и предупредил, чтобы, когда будем выходить, обязательно сдали другому, тому, что стоит напротив. Не сдадим - не выпустят из столовой»).

• Что представлял мальчик перед смакованием какао?

• Почему Сергей не вернулся домой, а тайно поехал вместе с мамой и Толей в город?

• Чем объяснить в названии раздела произведения использованное местоимение «мы», а не «я»?

3.2. «Домна Даниловна, я, козел и Федько».

3.2.1. Выразительное чтение раздела произведения.

3.2.2. Тема: рассказ о жизни Толи на квартире во время обучения в школе вместе с Федей Левшой.

3.2.3. Идея: сочувственное отношение к мальчикам, которые, живя на квартире у Домны Даниловне, помогая ей, получали ограничение в питании. («Чем меньше мы будем есть, тем больше будет иметься места для знаний»).

3.2.4. Основная мысль:

1) пребывание на квартире с продовольствиями хозяйки не всегда удовлетворяют их квартирантов;

2) «Деньги зарабатывают для того, чтобы тратить их на проживание, а не на какие-то там лакомства...».

3.2.5. Композиция.

Экспозиция: мать Толи нашла хозяйку, где бы ее сын вместе с Федей мог жить во время   обучения и питаться у нее.

Завязка: полезность Домны Даниловны во время привлечения ребят к работе по хозяйству; появление козла.

Кульминация: неприятное приключение Толи, тетки Домны и козла.

Развязка: родители забрали своих детей от Домны Даниловны и перевели их на другую квартиру без хозяйских продовольствий.

3.2.6. Содержание раздела.

Учитывая то, что Толя будет учиться в городе, далеко от отчего дома, мать нашла сыну квартиру вместе с Федей Левшой.

Домна Даниловна, хозяйка квартиры, принуждала ребят иногда помогать себе, питала их ограниченными порциями, завела козла, который постоянно гонялся за Федей, потом за Толей и наконец и за самой хозяйкой.

Домна Даниловна зарезала его, начала готовить из него кушанья и кормить им ребят (суп, борщ, котлеты).
Узнав об этом, родители перевели своих детей на квартиру «без хозяйских продовольствий».

3.2.7. Беседа с вопросами.

• Как Толя охарактеризовал Федьку Левшу?

• Был ли удовлетворен Толя условиями жизни в городе во время обучения, которые предложила ему мать? Ответ мотивируйте. («И вдобавок я понимаю, как маме тяжело выкручиваться. Итак и мы знали цену копейке и не канючили на лакомство, которые годами лежали в нашем магазине, слипаясь от долгого неупотребления...»).

• Какой расчет осуществил Толя относительно сбережения денег? («...Дорога в один конец - сорок семь копеек. На месяц - шесть выходных. Шесть раз домой, шесть из дома. Если хотя бы половину проехать «зайцем», то сколько это будет? - Два восемьдесят два!»).

• Какими были условия жизни Толи и Феди на квартире?

• Что мешало Толе спать ночью? («Диван донимал мне своими пружинами, а Федька каждую ночь храпел, аж слушать жутко!»).

• Какие впечатления были у Толи во время его встречи с Ванькой? («Кепка мне понравилась. Ванька был в ней настоящим рабочим. А когда он достал из кармана пачку «Казбека» и вонзил папиросу в рот, я даже слюну глотнул от зависти»).

• Что посоветовал Ванька сделать Толе для того, чтобы не храпел Федя? («Как только захрапит, ты ему насыпь махорки под нос. Раз-два попробует, то и другим запретит»). помогло ли это решить проблему спокойного сна Толи?

• Какой была Домна Даниловна? («...Ходила большей частью в одой рубашке, так ей было жарко. Пот орошал ее круглое лицо, и она все время вытиралась полотенцем, будто после бани»).

• Чем занималась тетка Домна? («Что же до спекулянтки, то здесь соседка не очень погрешила против истины. Домна Даниловна зачастую получала по магазинам разный товар, а потом перепродавала из-под полы на базаре»).

 • Как жилось ребятам на квартире? («Мы, секли свеклы и тыквы, чистили хлев, рвали кролям траву. Бывало только придешь со школы, только развернешь учебники, а Домна Даниловна уже тут как тут. Восемь большущих чувалов ждут нас возле погреба»).

• Чем и как кормила Домна Даниловна ребят? («Разливает в тарелки суп. Тарелки такие мелкие, что ложки не утопить, а она еще и следит, как бы не перелить. А котлеты же - как пятаки. Воробью - раз клюнуть»).

• Для чего Домна Даниловна купила козла?

• Какое приключение случилось с Толей, теткой и козлом? («Когда я шаром вылетел со двора на улицу, тетка встретилась как раз на дороге. И мы уже втроем - я, тетка и козел покатились сплошным клубком в ров»).

3.3. «Первый раз в восьмой класс».

3.3.1. Выразительный пересказ интересных эпизодов из раздела.

3.3.2. Тема: изображение первого дня обучения Толи в школе.

3.3.3. Идея: возвеличивание дружбы, взаимопомощи, справедливости, доброты, осуждение жестокости, коварства..

3.3.4. Основная мысль: человек ощущает себя только тогда счастливым, когда рядом с ним есть настоящие друзья.

3.3.5. Композиция.

Экспозиция: бодрое настроение учеников перед началом занятий.

Завязка: Толя на уроке, его обижают стрельбой по ушам.

Кульминация: потасовка Толи с Голобородько. Несправедливый вызов к директору.

Развязка: Толя приобрел себе друзей, и ему «еще никогда не было, так хорошо, так светло и легко на душе».

3.3.6. Содержание урока.

Толя появился на школьную линейку растерянный, так как не знал, где его класс. На первом уроке (а он сидел за первой партой) по его ушам кто-то стрелял. Толя решил отомстить и выстрелил в класс, в результате чего попал в Голобородько.

После уроков возникла потасовка между Толей и Голобородько. Толю вызвал директор и предупредил о недопустимости подобного нарушения. Мальчик получил друзей, после того как ученики узнали, что Голобородько о своей потасовке с Толей рассказал директору.

3.3.7. Беседа с вопросами.

• Как ребята просыпались утром в школу?

• Что Толе заменяло школьный портфель?

• Какое упоминание о школьной сумке возникло у мальчика? («...Сумка верой и правдой служила мне все эти годы и была добрым, надежным товарищем. Сколько раз она летела на пол, в снег, на траву, а то и просто в пылищу, так как некогда было аккуратно где-то прислонить ее. А разве не приходилось мне спускаться на ней со снежной горы? И разве не принимала самое активное участие в стычках, ходя по головам и спинам моих неприятелей?

Разве не прятала надежно все те вещи, о которых не нужно было знать взрослым – то рогатку, то самопал, то запрещенную книжку»).

• Из какого материала хотела мать пошить сыну портфель? («Итак было торжественно внесено из каморки голенище от женских сапожков. Мама носила их, еще когда была молодой, а обувала последний раз задолго до моего рождения»).

• Как немой отнесся к шитью портфеля? («Итак кроил и шил, как подсказывала ему фантазия. Основное, о чем он позаботился, это чтобы не было ему износа. «Чтобы и вода не промочила»,- показав на миг в небо, «чтобы и по швам не расползалась», ткнул пальцем сперва в дратву, а потом в меня»).

• Каким получился для Толи портфель? («Это было что-то среднее между нищенской торбиной, почтовой сумкой и кожаным ведром, которое ездовые прихватывали с собой, когда отправлялись в далекую дорогу. Какой-то удивительный гибрид... В нем с одинаковым успехом можно было носить воду и месить тесто, хранить картофель и квасить яблоки»).

• Опишите школьников в первый торжественный школьный день. («Здесь полно учеников: и старших, и младших, и совсем еще голопузых. Первоклассников видно сразу: эти как пришли с мамами-отцами, так и не отходят от них. У всех глаза, как пятаки. А между ними туда шмыгают немного старшие: из второго, третьего и четвертого классов. Носятся, аж в глазах мелькает. Кричат, визжат, одно слово - плотва. Ученики пятого, шестого и седьмого классов ведут себя сдержанно. Десятиклассники... Штаны почти у всех наутюжены, ботинки блестят. Лица у всех серьезные»).

• О чем говорили выступающие на школьном празднике?

• Как чувствовал себя Толя в новой школе?

• Что произошло с мальчиком на уроке во время интересного рассказа Григория Викторовича? («Я подпер подбородок кулаком и настроился внимательно слушать. И только сосредоточился, как лясь что-то по уху! Будто из рогатки дробинами»).

• Почему Толя вынужден был драться с Голобородько? Из-за чего у сельского мальчика появился авторитет среди учеников класса?

• Какое было поведение Толи у директора? От чего его предостерег руководитель школы?

• Как ученики класса отреагировали на то, что Толя после потасовки с Голобородько оказался у директора школы?

• Из-за чего Толя впервые идя со школы, ощущал себя счастливым? («У меня появились новые друзья. И Косенко, и Гаврильченко, и Нина Рыбальченко, та девушка, которая сидела рядом с Олей Чровжовой, и еще один мальчик, который имел непривычное имя Ким...»).

3.4. «Учителя».

3.4.1. Выразительное чтение раздела.

3.4.2. Тема: рассказ героя о его путешествии с Ванькой на плоту и учителях, которые преподавали физику.

 3.4.3. Идея: возвеличивание профессионального мастерства, умение заинтересовать

учебным предметом или любимым делом.

3.4.4. Основная мысль: необходимо быть во всем образцом для учеников, а потом и от них требовать ответственности, опрятности, пунктуальности.

3.4.5. Композиция.

Экспозиция: любимейший учебный предмет для Толи и многих учеников - физика.

Завязка: вспоминания мальчика о том, как он с Ванькой путешествовал на плоту.

Кульминация: изменение учителя физики.

Развязка: последние дни пребывания Юса на должности учителя.

3.4.6. Содержание раздела.

Любимейшим учебным предметом для Толи была физика. Он вспомнил, как с Ванькой решили осуществить путешествие на плоту, взяв пример из жизни героев произведения М. Твена «Том Сойер». В результате плот утонул, ребята оказались в воде.

Похожие сочинения


Развитие связной речи. Пересказ интереснейшего приключения героя – подростка из произведения А. Димарова «Голубой ребенок»
Автобиографическая трилогия Л. Н. Толстого
Автобиографическая трилогия Льва Толстого

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее