Былины наша русская национальная гордость - сочинение

«Былины — наша русская национальная гордость, «энциклопедия» древнерусской ЖИЗНИ, выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к внешним и внутренним врагам, глубокой нравственной ЧИСТОТЫ и духовной красоты народа. Былины эпические поспи о событиях Древней Руси, возникшие и народной среде отразившие народные идеалы» — так характеризует современная фольклористика значение, содержание и происхождение былин. Изучение литературы в V классе открывается чтением одной и лучших русских былин.

Былины продолжают знакомство учащихся с устным народным творчеством, начатое в IV классе. Велика роль былинного эпоса в идейно-нравственном и художественном развитии учащихся. Школьников не могут не увлекать героические сюжеты былин, их персонажи — могучие богатыри, «оберегатели» родной земли, совершающие великие подвиги.

Однако особая, песенная форма повествования, сложный для неопытного читателя строй вольного стиха со своеобразным ритмическим рисунком, необычные для современного литературного языка особенности речи — все это при первом самостоятельном чтении отпугивает учеников и мешает возникновению того интереса, на который мы вправе рассчитывать. Поэтому перед учителем встает задача первоочередной важности: чтобы заинтересовать детей былинным творчеством родного народа, необходимо прежде всего подготовить их как читателей к восприятию героических песен. Правильное чтение открывает перед пятиклассниками занимательность содержания былины и дает первое представление о художественном своеобразии этого? вида устной поэзии— медлительном и величавом развитии действия, различных повторениях, общих (или типических) местах, являющихся основой былинного повествования, гиперболических описаниях богатырства героев.

Но глубина и значительность былин приоткроются только тогда, когда дети увидят связь сказочно-гиперболизованных образов с исторической жизнью народа, его думами и надеждами. Поэтому здесь особое значение приобретает комментирование во всех его видах и формах. Былины —один из самых сложных жанров русского фольклора, поэтически сочетающий реальную историческую основу со сказочными, фантастическими вымыслами. Былины не воспроизводят точных исторических фактов. «Эпос передает понимание истории, резко очерчивает социально-исторические типы общественных деятелей, вскрывает исторический смысл общественных событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за этническую целостность и государственную независимость». Но, несмотря на это, былины донесли до наших дней много примет того времени, когда они создавались, — XI—XII веков: это поэтическое изображение Киева — стольного города первого Русского государства, его князя, который именуется «ласковым князем Владимиром» или Владимиром Красное Солнышко (в его образе исследователи находят черты реальных киевских князей—Владимира Святославовича и Владимира Мономаха), упоминание о многих известных деятелях Древней Руси X—XIII веков (около 30 имен). В былинах нашла отражение борьба с печенегами и половцами, борьба с разбойниками, преграждавшими «дорожки прямоезжие».

Позднее новые события — вторжение монголо-татарских полчищ — вызвали к жизни появление былин о Калине, Батыге, Мамаевом побоище и др. Главные герои киевского цикла былин — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. Несмотря на различие их происхождения, различие характеров, былины сочувственно изображают этих трех богатырей, могучих защитников Русской земли. Но особой любовью народа пользуется Илья Муромец, крестьянский сын. Былин, в названиях которых упоминается имя Ильи Муромца, чрезвычайно много. В них получают развитие все темы русского народного эпоса. Расположенные в определенной последовательности, они поэтически воссоздают полную «биографию» богатыря: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Святогор», «Илья и Соловей Разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое», «Ссора Ильи с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», «Как перевелись богатыри па Руси».

Однако, как установили ученые-фольклористы, создавались эти былины не в биографической последовательности. Первые (по времени появления) былины воспевали подвиги богатыря, и лишь тогда, когда в народе утверждалась его слава, возникали другие былины, отвечавшие на вопросы, откуда взялся герой, что предшествовало великому подвигу, что последовало затем1. Надо иметь в виду и то обстоятельство, что полюбившемуся богатырю народ стал приписывать подвиги, совершенные другими, менее популярными; так, былина «Илья Муромец и Идолище поганое» является переработкой более древней «старины» об Алеше Поповиче и Тугарине. Такое переосмысление вполне объяснимо, если мы вспомним, что с течением времени прозвище Попович стало восприниматься как указание на поповское происхождение Алеши и вызвало изменение его прежней характеристики.

«Смелый Олешенька Попович млад» превращается в «бабьего пересмешника» хвастуна и задиру, «Алешенька рода поповского; поповские глаза завидущие, поповские руки загребущие... » Неизменным оставалось отношение народа к своему любимцу Илье Муромцу. Проникновенное чувство любования им, уважение к могучему, мудрому, бескорыстному устроителю и оберегателю земли Русской, руководствовавшемуся в своих действиях только народными интересами, выразилось прежде всего » описании его внешности:

    Ехал стар по тосту полю,
    По тому раздолью широкому.
    Голова бела, борода седа,
    По белым грудям росстилаетси,
    Как скачен жемцгог россыпаетси...

В былинах Илья ласково именуется Илыошенькой, Илеюш-КОЙ. Свою любовь к нему и восхищение народ выразил и теми Эпитетами, которые всегда сопровождают его имя: добрый молодец, удаленький дородный добрый молодец, славныя богатырь святорусский. Перифразом имени Ильи Муромца стало выражение «старый казак». Исследователи видят в этом наименовании влияние XVII века, «когда казачество стало играть видную роль в народных восстаниях, и слово «казак» могло приобрести смысл эпитета, указывающего на независимость, свободолюбие, воинственность»3. Вполне возможно, что определение «старый» в этом сочетании указывало не на возраст, а па принадлежность к исконному, «кадровому» казачеству. Однако слово «старый» так прочно связалось с величественным образом Ильи Муромца, что стало средством выражения особой уважительности к герою, особого, любовного почитания его:

    Снимал тут старый со буйной головы да шеломчат колпак,
    И он начал, старенький, тут шеломоц помахивать...

Творцы былин поэтизируют все, что связано с богатырем: его коня, одежду, вооружение. Богатырский копь по совету калик перехожих куплен Ильей Муромцем у первого встречного крестьянина: «Видит: мужик ведет жеребчика немудрого, бурого жеребчика косматенького...» За ним начинается тщательный уход: «...кормил его пшеном белояровым, поил свежей ключевой водой; и прошло поры-времени три месяца, стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать, в три росы его выкатывал, подводил ко тыпу высокому, и стал бурушко через тын перескакивать...» («Исцеление Ильи Муромца».) Знакомство с былинами, посвященными любимому богатырю, создает представление о его образе —образе, покоряющем своей масштабностью и поэтическим совершенством, привлекающим силой и благородством выраженных в нем чувств; создается «целостный монументальный образ безупречного воина — слуги народа, который выступает в русском эпосе как гениальное обобщение жизненного опыта народа, как выражение его идеальных представлений о народном герое, и который живет в сознании народа-творца до сих пор». Изложенный выше материал учитель может использовать, рассказывая о героях русских былин на вступительном занятии, а также на уроке внеклассного чтения в процессе работы над картиной В. Васнецова «Богатыри».







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Былины наша русская национальная гордость