👍Сочинение Б Харчук «Планетник» Взаимозависимость настроения главного героя и природы По произведениям русской литературы
Б Харчук «Планетник» Взаимозависимость настроения главного героя и природы - сочинение

Цель:           на примере произведения Б. Харчука «Планетник» исследовать, как автор принуждает читателя задуматься над смыслом человеческой жизни, моральным выбором каждого человека; рассмотреть и прокомментировать сюжет повести; развивать память, внимание, творческое воображение, логическое мышление, умение отстаивать собственную мысль, доказывать ее, формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству Б. Харчука, любви к природе, ее красоте; стремление делать людям добро, предоставлять бескорыстную помощь.

Тип урока:      усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Б. Харчука, библиотечка его произведений, рисунки учеников к повести «Планетник», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II.  Проверка домашней задачи.

    Обзор рисунков учеников к произведению Б. Харчука «Планетник» с соответствующим комментарием.
    Заслушивание устных ученических мини-произведений по повести Б. Харчука «Планетник» на тему «Хотел бы я быть Планетником».

III.  Актуализация опорных знаний.
 1. Викторина «Наиболее внимательный».

Задача: дать утвердительный или отрицательный ответ на вопрос по произведению Б. Харчука «Планетник».

• Агроном специально поселился у бабушки, чтобы и ему каждый вечер она рассказывала о Планетнике. (Нет).

 

    Елена Булыга каждый день ожидала прилет гостя из далекого прошлого. (Нет). 
        По жанру «Планетник» Б. Харчука — повесть-легенда, как определил сам автор. (Да). 
        В доме бабушки было везде прибрано, чисто, пахло зельем. (Да). 
        Пожилая женщина любила овощи и работала до закату солнца. (Да). 
            Квартирант вместо уплаты за проживание у бабушки деньгами должен был присматривать за ее хозяйством. (Нет). 
            События легенды о Планетнике происходят во времена нападения монголо-татар на Украину. (Нет). 
        Бабушку всегда сопровождал черный кот, который не имел имени. (Да).
            Планетник был чародеем, который своим колдовством приносил людям немало хлопот. (Нет).
        Когда еще была молодой, Елена Булыга работала агрономом. (Нет).
            Впервые встретившись с агрономом, бабушка спросила у него: «А вы часом не упали с неба?» (Да).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Беседа с вопросами

    Что, на ваш взгляд, является ценнейшим достоянием для человека - материальное или духовное? Ответ обоснуйте.
    В чем проявляется красота природы края, где вы живете? Свои наблюдения прокомментируйте.
    Какое назначение человека на земле?
        Стараетесь ли вы предостеречь своего товарища от отрицательного поступка, который он планирует осуществить? Если да, то каким образом?
        Как сказочное и реальное переплетается в произведении Б. Харчука «Планетник»?
        Чем похожи произведения Б. Харчука «Планетник» и В. Шевчука «Госпожа цветов»? Ответ обобщите.

IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.

V. Основное содержание урока.

Жизнь - это наши обязанности создает,

где творческий каждый день и каждый миг...

П. Грабовский.

Красоты человека без земли и красоты земли без человека нет.

Б. Харчук.

1. Вступительное слово учителя о сути человеческой жизни.

Жизнь... Такой короткой она кажется для человека. А как хочется много сделать!

 

Еще маленьким человек стремится самоутвердиться, познать новое, интересное, полезное, а потом, став взрослым, передать эти знания следующему поколению.

Никогда вы не задумывались над смыслом жизни? Что хочет получить каждый от нее? Здоровье, любовь, материальное благополучие, власть над другими...

Действительно, человек сам определяет собственные приоритеты. Но как сделать так, чтобы прожитое время не было напрасным, израсходованным на какие-то мелочи? Человек живет обществе, поэтому он должен соотносить собственные интересы с интересами окружающих.

Так, для Планетника главным в жизни есть:

    любовь к человеку работы;
    сохранение природы, ее красоты;
    делать добро;
    предоставление бескорыстной помощи;
        почтительное отношение к матери.

Не забывайте, что мы - Люди!!!

2. Обговаривание высказываний из произведения о смысле человеческой жизни, моральный выбор каждого человека.

    «Мы все, будто листва на дереве,- каждый листочек иной».
    «Красота беспрепятственная и беззащитная в мире...».
        «...Все живое, все для чего-то предназначено. Зачем же его мучить и калечить?».
        «Что не видишь глазом, что не слышно ухом, что не понюхаешь, что не ощутишь кожей, то неузнано откликается у нас, во всем сущем».
        «Жизнь земли зависит от жизни солнца...».
        «...Должен знать столько, сколько может знать человек».
        «...Что происходит в небе, то сразу же достается и земле».
        «...Высочайшая радость человека - пахать и сеять».
            «Мы зависим от зерна: человек, зверь и птичка. И мы сами как зерно - вышли из земли».
            «Земля – самый лучший человеческий дом».
                «...Мир строился и держится на двух силах - на любви и на терпении. ...Из любви и терпения рождается человек и хлеб».
                «Разве есть большее зло, как тупая и слепая зависть?».
                «Человек - ребенок неба и земли».
                    «...Чтобы жить и совершенствоваться - подняться к красоте и силе природы, к воле и единству».
                    «Ищи познание в трех корнях - в земле, из которой поднялся, в небе, к которому стремишься, и в самом себе, в своей душе».
                    «Я хочу жить в согласии с людьми, со всем...»
                     «...Делать - это и есть жить в согласии со всем миром».
                        «Не стоять в стороне наблюдателем, а быть в самой середине этой красоты, принадлежать ей, как и она тебе. Ее закон - твое правило: не калечить листочки с дерева. Листочек и ты - вы оба родились из действия. И, наследуя листочек, уподобляясь ему, как он умывается росой, так и себе, умываясь работой действовать и приумножать красоту мироздания, не ослепляясь корыстью».
                        «...Ты действуй - для человеческих поколений».


3. Обработка дальнейшего идейно-художественного содержания повести с вопросами.

    Когда вы впервые знакомитесь с Планетником? Как об этом отмечает Б. Харчук в произведении? («Планетник был маленьким мальчиком… Так как кто знает, что ему написано на роду?»).
    За чем наблюдал малый мальчик во время работы матери на земле? («Мать, не разгибаясь, разрыхляла холодную землю, лазала на коленях, разминая каждый комочек, дышала, на нее, отдавая ей свое тепло и свой дух; пробивала пальцами ямки и живо и набожно тыкала и тыкала, набирая из бреши семян, которые выгрелись в многочисленных узелках за зиму»)
    Как мальчик понимал домашний скот? («Маленький теленок, мелкие ягнята жили в доме. Мальчик понимал их язык, сам мычал и блеял: вместе ждали тепла»).
    О чем мечтал герой произведения? («Наибольшей мечтой было самому что-то посеять и чтобы оно взошло. Мальчик и делал это, наследуя маму»).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Б Харчук «Планетник» Взаимозависимость настроения главного героя и природы