Б Харчук «Планетник» Взаимозависимость настроения главного героя и природы ч2 - сочинение

По каким правилам строили крестьяне дома во времена крепостничества? («И дома ставили без единого гвоздика - не то что сейчас. Однако, прежде чем срубить сруб, или изваять леплянку, отводилось место, которое редко дарил крепостным господин, а чаще оно переходило в приданое. Строился дом, а вокруг него уже и растет, и цветет»).
Какое растение мать разрешила пересадить сыну? (Нарцисс). Как он отнесся к этому делу? («Мальчик присел возле куста нарцисса, осмотрел его со всех сторон, погладил гривку, которая сошла из-под снега, зеленея, и начал выкапывать. Делал это своими пальчиками. Не повредил ни одного корешка, перенес гривастый кустик и посадил его возле маминой грядки. Ухаживал за ним с утра и до вечера»).
Какие беды можно было ожидать от сглаза? («…Есть такой глаз, что его все на свете боятся. От того глаза будто бы скот прозябает, дерево начинает высыхать, зверь и тот удирает. Когда такой глаз глянет на вишню, она не расцветет; на тельную корову - корова может снять теленка»)


Как воспринимали нарцисс и мальчик друг друга? («Единственное, на что был в состоянии — притронулся своими устами к лепесткам, не ведая зачем. Они будто поцеловались — ребенок и цветок»).

Чем отблагодарили мальчика маленькие цыплята, утята и гусята за его хорошее отношение к ним? («...Он должен был крошить им вареные яйца, сыпать крупы, кормя их, поить из черепка, чтобы со временем, когда подрастут, беречь цыплят и утят от коршуна, седой вороны и сороки, а гусят гонит пастись. Малышня любила клевать с его рук, и ему это нравилось. Наседка, утка и гусыня не порывались его бить и не отгоняли от своих выводков».).

Что наблюдал мальчик на небе во время выпаса гусей? («Набегали тучки, вскидываясь то на белых гусей, то на кудрявых барашков, и везде легли косые подвижные тени. Ему мерещилось: тучки — это скот солнца. Солнце выгоняет свой скот, а он разбредется стадами. Солнце пасет его в небе, как он гусей на земле. Поражен тем, что солнце-пастух!»).

Какая беда случилась с цветком мальчика после дождя? («...Высокая ножка нарцисса сломалась. Головку ей отрезало, лепестки раскинуло и прибило болотом, а сам кустик распался. Его присыпало градом. Цветок перестал жить»). Как он воспринял это? («Мальчик покраснел, стиснул зубы и крепко сжал кулаки... Он поднял свои крепко сжатые кулаки и, грозный, пасмурный, пошел против тучи»).

Из-за чего заболел мальчик? Каким образом мать решила лечить своего ребенка? («...Не обошлось без знахарки»).

Чем закончилось «лечение» мальчика у знахарки? («Красота беспрепятственная и беззащитная в мире, а тебе ее утверждать. Малыш? Пусть он и без штанов, но больше знает другого старика, больше, чем я!»).

Как крестьянские дети относились к мальчику? («...Никто не мог сравниться с ним, играя в лапту. Дети рассердились на него, похитили мяч, а его прогнали. ...Его прогоняют, кривляются, бросают в него камешки, и получил за это между плеч пинка. ...Или в нем что-то сломалось, что отцвело, не доцвело, как побитый градом цветок — его нарцисс?»).

Как мальчик относился к обязанностям пасти общественный скот? («Никаких помощников ему не надо. Коровы выпасены, телята и овцы не теряются, их не крадут волки. ...Какой у него быстрый глаз, какое чуткое ухо»).

В чем происходило согласие Планетника с природой? («Он никогда не срывал листвы, не ломал ветвей, старался не топтать  лаптями траву — все живет, все для чего-то предназначено. Зачем же его мучить и калечить?»).

Почему Планетник стремился сохранить красоту от грома и морозов? Что имел в виду мальчик, испытывая: «Я возьму и постелю тебя (красота моя), в свою грудь»?

 

VI. Закрепление обработанного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Целую зиму мальчик сидел в пыльном доме, будто:

а) скрытое сокровище; б) семя, запихнутое и завязанное в котомку; в) заключенный.

2. Больше всего мальчик мечтал о том, как:

а) попасть на эхо; б) отправиться в путешествие на корабле; в) самому что-то посеять и чтобы оно взошло.

3. Что нелегко доставалось в давние времена? Даже приказывали: «Он в поту лба»:

а) мед; б) лен; в) хлеб.

    Летом маленькие окна дома, где жил мальчик с мамой, заслоняли: а) ветви яблони; б) цветы; в) фруктовые деревья.
    Какая птица отворяла своими крыльями весну и затворяла лето? а) соловушка; б) кукушка-певица; в) бузько-мудрец.
    В народе сноп ржи на называли: а) «дед»; б) «судец»; в) «первинец».
    Весной мать разрешила сыну пересадить:

а) маленькую вишенку; б) цветок нарцисса; в) куст роз.

    За старательность сына во время работы на земле мать называла его: а) умником; б) планетником; в) рабочим.
    Мать предупредила сына, что когда «...из куста выткнулась стрелка будущего цветка, то ее:

а) необходимо поливать только теплой водой;

б) не смотреть на нее;

в) не нужно притрагиваться к ней рукой.

10. Помогая матери по хозяйству, мальчик:
 а) обкапывал деревья; б) сеял лук и морковь;

в) ухаживал за цыплятами, утятами, гусятами.

11. Мальчик, наблюдая за небом, исследовал, что оно исполняло
 собой:

а) озеро за плотиной; б) смерековый лес; в) лужайку, где росли подснежники.

12. От сияющего солнца блестела:

а) полноводная река; б) земля; в) лужа.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках. Карточка № 1.

1. Выскажите собственную мысль относительно того, чем Планетник отличался от других людей. С какой целью Б. Харчук наделяет своего героя сугубо индивидуальными качествами? Ответ мотивируйте.

 

    Из-за чего, по вашему мнению, крестьянские дети не дружили с мальчиком? Как это обозначилось на чувствах героя?
    Рос мальчик, как:

а) боб; б) куст калины; в) сокол в небе.

Карточка № 2.

    Прокомментируйте, что имел в виду Б. Харчук, отмечая о мальчике: «Тележка детства не котилась свыше, а под гору: ее надо было пихать, как беду, чтобы беда не пихала домой».
    Почему потеря цветка для мальчика была большим горем? О чем свидетельствует «борьба мальчика с тучей-бугаем»?
    Мальчик старался защитить свой цветок от: а) мороза; б) дождя с градом; в) червяка.

Карточка № 3.

    Докажите, что мальчик, оставшись одиноким из-за отрицательного отношения сельских детей к нему, нашел согласие и поддержку в природе. Отвечая, ссылайтесь на факты из повести.
    Что вам известно о ворожении? С какой целью, по вашему мнению, Б. Харчук, описывая деятельность ворожеи в произведении, говорит о «сглазе»?
    Черная туча, которая надвигалась на голубое небо, была похожа на: а) злого колдуна; б) бугая; в) змея.

 

VII.  Итог урока.

VIII.Объявление результатов учебной деятельности школьников.

IX. Домашняя задача.

Составить план к характеристике образа Планетника, подобрать цитаты.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Б Харчук «Планетник» Взаимозависимость настроения главного героя и природы ч2