Б Харчук «Планетник» Добро и зло в повести в современном мире и в человеке - сочинение

Цель: обрабатывая идейно-художественное содержание повести «Планетник», исследовать, как в произведении воспроизведено добро и зло, а также в современном мире и в человеке; охарактеризовать образ Планетника, проанализировать его поступки; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, умение грамотно высказывать собственные мысли, предоставлять оценку событиям, явлениям, поступкам героя; воспитывать бережливое отношение к природе, ее красоте; прививать черты чуткости, доброты, ответственности за порученное дело.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Б. Харчука, текст произведения, книжная выставка на тему «Украинские писатели в защиту природы»; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Викторина «познай героя, кому принадлежит цитата».

• «...А плата? За грош не купишь мака, а за гривну правды. Мне бы живое слово, так как я говорю со всем на свете и сама с собой». (Елена Булыга).

• «Малый? Пусть он и без штанов, но больше знает другого старика, больше, чем я!» (Знахарка).

• «Год неурожайный, подушное плати, крепостничество отрабатывай». (Мать мальчика).

• «Я... взлелею цветок - я стою над громом». (Планетник).

• «Как мне сохранить эту красоту?.. Как? Чтобы эта красота не боялась ни грома, ни морозов?» (Планетник).

• «Мы будем... искать с тобой корень... корень весны и лета, корень осени и зимы... А будем искать его до восхода солнца и при звездах...» (Дед Капуш).

• «Земля – самый приветливый человеческий дом. Лучше и не найти?» (Дед Капуш).

• «Так у меня же нет коровы... Толку вермишель с плавленым сыром, а вам же надо и молочка, и...» (Елена Булыга).

• «Красота беспрепятственная и беззащитная в мире, а надо ее утверждать... Иди...» (Знахарка).

• «Я такой мудрый: делать - это и есть жить в согласии со всем миром». (Планетник).

• «Ищи познание в трех корнях - в земле, из которой поднялся, в небе, к которому стремишься, и в самом себе, в своей душе». (Дед Капуш).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Беседа с вопросами.

• Почему человек и природа крепко взаимосвязаны между собой? О чем это свидетельствует?

• Каким образом вы оказываете содействие сохранению окружающей среды?

• Согласны ли вы с высказываниями Фр. Бекона о том, что природу легче подчинить, подчиняясь ей. Собственные соображения докажите.

• Как на ваш взгляд, можно ли воспринимать природу не только глазами, а и душой, сердцем? Ответ обоснуйте.

• Всегда ли добро побеждает зло? Свои убеждения аргументируйте.

• Каким образом в современном мире и в человеке проявляется добро и зло? Как каждый из вас старается поддержать добро и уничтожить зло? Приведите конкретные жизненные примеры.

III. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

Земля – самый приветливый человеческий дом. Лучше и не найти?

Б. Харчук.

...Мир строится и держится на двух силах - на силе любви и на силе терпения.

Б. Харчук.

Люби природу не как символ души своей,

Люби природу не для себя, люби для нее.

М. Рыльский.

1. Вступительное слово учителя.

Добро и зло... Сколько сказок уже перечитал каждый из вас, на страницах которых ведется борьба между силами красивого и безобразного. Наши предки умели преодолевать трудности с улыбкой и шутками на устах. Они умели пошутить и над врагом, и над собой.

В современном мире человек всегда старается противостоять злу, несправедливости, жестокости, защищая добро, правду, справедливость. Как персонаж произведения, так и человек оказывается в конфликтных ситуациях и должен сам решить, избрать собственный верный путь. Поэтому герой произведения Б. Харчука «Планетник» все время стремится доказать людям свою искренность, доброту, чуткость, но они не всегда ее воспринимают. Все жизненные нелады люди связывают с Планетником - представителем, по их мнению, нечистой силы. Сам герой произведения, находясь в заключении, не страдает от того, что его сожгут. Планетник сетует из-за того, что не успел взлететь в небо, не успел... познать большего, чтобы и дальше создавать добро на благо других.

2. Исследовательская работа. Применяя текст (содержание) произведения,

заполнить таблицу «Добро и зло».

Добро

Зло

2.1. Добро.

1) Елена Булыга приняла агронома на квартиру бесплатно.

2) Квартирант сделал лавку и стол, которые поставил под вишней: здесь он с бабушкой ужинал.

3) Любовь матери к сыну, земле, работе.

4) Отношения мальчика с нарциссом, домашней птицей.

5) Признательность людей мальчику за его умение выпасать скот.

6) Умение мальчика ценить и оберегать природу.

7) Согласие героя с дедом Капушем.

8) Помощь мальчика матери по хозяйству.

9) Старание мальчика вызвать тучу с дождем, чтобы спасти будущий урожай.

10) Стремление героя жить «...в согласии с людьми, со всем...».

11) Помощь мальчика людям в решении их проблем (лечение скота, детям делал свистки, свирели, исправлял людям вывихи и складывал кости).

12) Пренебрежительное отношение героя к «могорычу».

13) С помощью цветка нарцисса мать оказывает содействие освобождению сына из неволи.

2.2. Зло.

1) Крепостничество. Люди вынуждены были отрабатывать, платить налоги.

2) Град, который наносит ущерб цветку мальчика, овощу, посевам.

3) Болезнь героя.

4) Сельские ребята не воспринимали Планетника, обижали его.

5) Зависть людей к мальчику. «Не иначе связан с нечистой силой».

6) Ущерб, который наделал ливень в следующий раз.

7) Неурожайный год: ливень, а потом жара.

8) Заключение Планетника, решение его сжечь.

Вывод: «Каждый человек, человеческий род - из корня добра и зла... человек из добра и зла, он и злой, и добрый».

3. Составьте «домино», подбирая синонимы к словам «добро», «зло».

Например:

а) добро - верность, вежливость, человечность, мужество, трудолюбие, искренность...

б) зло - жестокость, эгоизм, трусливость, грубость, зазнайство, скряжничество,

зависть...

4. Информационное гроно «обучение Планетника у деда Капуша».

Наука о небе, земле, пастухах, деревьях и зверях, о зелье. Цель обучения:

а) «Мы будем... искать... корень... Корень «весны и лета, корень осени

и зимы...»

б) «...Как связанный мир проникнуть в эту сложность. Как в мелочи угадать большое? Как в частичке увидеть целое?».

1) Чтение неба.

2) ...Попробуем присмотреться к тому, на чем стоим Дед Капуш Планетнику.

3) Рассказ о зелье.

4) Восприятие мира.

5) Человек и окружающая среда.

1) «Что не видишь глазом, что не слышно ухом, что не понюхаешь, что не ощутишь кожей, то неузнаваемо откликается у нас, во всем сущем. Тучи и ясность, солнце и месяц, непостоянное небо и непостоянная земля живут в человеке. И разве лишь в ней? Не только звери, каждый листочек травы несет в себе капельку неба. Жизнь земли зависит от жизни солнца: оно налило зерном колосок, от него зацвел цветок, с его теплом поднялся на крылышки мотылек...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Б Харчук «Планетник» Добро и зло в повести в современном мире и в человеке