👍Сочинение Б Харчук «Планетник» Раздумья о смысле человеческой жизни моральный выбор каждого человека По произведениям русской литературы
Б Харчук «Планетник» Раздумья о смысле человеческой жизни моральный выбор каждого человека - сочинение

Цель: на примере произведения Б. Харчука «Планетник» исследовать, как автор принуждает читателя задуматься над смыслом человеческой жизни, моральном выборе каждого человека; рассматривать и комментировать сюжет повести; развивать память, внимание, творческое воображение, логическое мышление, умение отстаивать собственную мысль, доказывать ее, формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважение к творчеству Б. Харчука, любви к природе, ее красоте; стремление делать людям добро, предоставлять бескорыстную помощь.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Б. Харчука, библиотечка его произведений, рисунки учеников к повести «Планетник», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

1. Обзор рисунков учеников к произведению Б. Харчука «Планетник» с соответствующим комментарием.

2. Заслушивание устных ученических мини-произведений по повести Б. Харчука «Планетник» на тему «Хотел бы я быть Планетником».

III. Актуализация опорных знаний.

1. Викторина «наиболее внимательный».

Задача: дать утвердительный или отрицательный ответ на вопрос по произведению Б. Харчука «Планетник».

• Агроном специально поселился у бабушки, чтобы и ему каждый вечер рассказывала о Планетнике. (Нет).

• Елена Булыга каждый день ожидала прилет гостя из далекого прошлого. (Нет).

• По жанру «Планетник» Б. Харчука - повесть-легенда, как определил сам автор. (Да).

• В доме бабушки было везде убрано, чисто, пахло зельем. (Да).

• Утром агронома забирал самосвал, который возил на поля минудобрения. (Да).

• Пожилая женщина любила овощи и работала до заката солнца. (Да).

• Квартирант вместо платы за проживание у бабушки деньгами должен был присматривать за ее хозяйством. (Нет).

 • События легенды о Планетнике происходят во времена нападения монголо-татар на Украину (Нет).

• Бабушку всегда сопровождал черный кот, который не имел имени. (Да).

• Планетник был чародеем, который своим колдовством приносил людям немало хлопот (Нет).

• Когда еще была молодой, Елена Булыга работала агрономом. (Нет).

• Впервые встретившись с агрономом, бабушка спросила у него: «А вы временами не упали с неба?» (Да).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Беседа с вопросами.

• Что, на ваш взгляд, является ценнейшим достоянием для человека - материальное или духовное? Ответ обоснуйте.

• В чем проявляется красота природы края, где вы живете? Свои наблюдения прокомментируйте.

• Какое назначение человека на земле?

• Стараетесь ли вы предостеречь своего товарища от отрицательного поступка, который он планирует осуществить? Если да, то каким образом?

• Как сказочное и реальное пересекаются в произведении Б. Харчука «Планетник»?

• Чем похожи произведения Б. Харчука «Планетник» и В. Шевчука «Госпожа цветов»? Ответ обобщите.

IV. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

V. Основное содержание урока.

Жизнь - это наша обязанность создает,

где творческий каждый день и каждый миг...

П. Грабовский.

Красоты человека без земли и красоты земли без человека нет.

Б. Харчук.

1. Вступительное слово учителя о сути человеческой жизни.

Жизнь... Такой короткой она кажется для человека. А как хочется много сделать!

Еще маленьким человек стремится самоутвердиться, познать новое, интересное, полезное, а потом, став взрослым, передать эти знания следующему поколению.

Или вы никогда не задумывались над смыслом жизни? Что хочет получить каждый от нее? Здоровье, любовь, материальное благополучие, власть над другими...

Действительно, человек сам определяет собственные приоритеты. Но как сделать так, чтобы прожитое время не было напрасным, израсходованным на какие-то мелочи?

 Человек живет в обществе, поэтому он должен соотносить собственные интересы с интересами окружающих.

Так, для Планетника главным в жизни является:

• любовь к человеку работы;

• сохранение природы, ее красоты;

• делать добро;

• предоставление бескорыстной помощи;

• почтительное отношение к матери. Не забывайте, что мы - Люди!!!

2. Обговаривание высказываний из произведения о смысле человеческой жизни, моральном выборе каждого человека

• «Мы все, будто листва на дереве,- каждый листочек иной».

• «Красота беспрепятственная и беззащитная в мире...».

• «...Все живое, все для чего-то предназначено. Зачем же его мучить и калечить?».

• «Что не видишь глазом, что не слышно ухом, что не понюхаешь, что не ощутишь кожей, то неузнано откликается у нас, во всем сущем».

• «Жизнь земли зависит от жизни солнца...».

• «...Должен знать столько, сколько может знать человек».

• «...Что происходит в небе, то сразу же достается и земле».

• «...Высочайшая радость человека - пахать и сеять».

• «Мы зависим от зерна: человек, зверь и птичка. И мы сами как зерно - вышли из земли».

• «Земля – самые приветный человеческий дом».

• «...Мир строился и держится на двух силах - на силе любви и на силе терпения. ...Из любви и терпения рождается человек и хлеб».

• «Разве есть большее зло, как тупая и слепая зависть?».

• «Человек - ребенок неба и земли».

• «...Чтобы жить и совершенствоваться - подняться к красоте и силе природы, к воле и единству».

• «Ищи познание в трех корнях - в земле, из которой поднялся, в небе, к которому стремишься, и в самом себе, в своей душе».

• «Я хочу жить в согласии с людьми, со всем...».

• «...Делать - это и есть жить в согласии со всем миром».

• «Не стоять в стороне наблюдателем, а быть в самой середине этой красоты, принадлежать ей, как и она тебе. Ее закон - твое правило: не калечить листочка с дерева. Листочек и ты - вы оба родились из действия. И, наследуя листочек, уподобляясь ему, как он умывается росой, так и себе, умываясь работой действовать и приумножать красоту мироздания, не ослепляясь корыстью».

• «...Ты действуй - для человеческих поколений».

 3. Обработка дальнейшего идейно-художественного содержания повести с вопросами.

• Когда вы впервые знакомитесь с Планетником? Как об этом отмечает Б. Харчук в произведении? («Планетник был маленьким мальчиком. Он, как все мы, прилетел из сказки на свой берег. Тогда и не помышлял, кем ему судилось стать.  Так как кто знает, что ему написано на роду?»).

• За чем наблюдал маленький мальчик во время работы матери на земле? («Мать, не разгибаясь, разрыхляла холодную землю, лазила на коленях, разминая каждый комочек, дышала на нее, отдавая ей свое тепло и свой дух; исправно пробивала пальцами ямки и живо и набожно тыкала и тыкала, набирая из бреши семена, которое выгрелись в многочисленных узелках за зиму»).

• Как мальчик понимал домашний скот? («Маленький теленок, мелкие ягнята жили в доме. Мальчик понимал их язык, сам мычал и блеял: вместе ждали тепла»).

• О чем мечтал герой произведения? («Наибольшей мечтой стало самому что-то посеять и чтобы оно взошло. Мальчик и делал это, наследуя маму»).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Б Харчук «Планетник» Раздумья о смысле человеческой жизни моральный выбор каждого человека