Василий Королев Старый «Хуха Мшанка» - сочинение

Цель: воспитывать на материале сказки желания делать добро; раскрыть роль победы добра над злом; формировать потребность внимательного отношения к ближнему, любви к нему.

Оборудование: доска, хрестоматия, рисунки учеников.

Ход урока.

I.        Проверка домашней задачи.

    1.     Выразительно прочитать отрывок сказки «Потерчата», где речь идет о Домовом. Пересказать его. А каким есть Домовой по народным представлениям? 
    2.     Найти описание внешности Потерчат и выразительно прочитать его. Пересказать содержание отрывка. Оценить поступок Потерчат.

 

    II.   Сообщение темы и цели урока.

III. Восприятие материала.

 

    1.     Ознакомление с содержанием сказки Василия Королева-Старого «Хуха-Мшанка».
    2.     Вопрос к ученикам:

 

    Образы каких фантастических существ упоминаются в сказке? (Хухи лесные, очеретянки, бурянки, степнячки, байрачные, левадные и Хо, в частности Хо-Суковик, Леший).
    О которой Хухе упоминается в сказке «Потерчата»? (Левадной Хухе).
    Какой Хухой является Мшанка? (Лесной да еще и боровинкой, так как родилась и жила в бору, где и весь ее род).

3.    Слово учителя о добре и зле в сказке.

Носители добра в сказке - Хухи и Хо. Носитель зла - дед, который сначала разрушил жилье Мшанки, а потом сделал ее кривой на всю жизнь.

 

Василий Королев-Старый разрывает круг зла. Когда деду нужна была помощь, Хуха-Мшанка забыла свои обиды и спасла его, да еще и позвала других лесных существ.

В сказке «Хуха-Мшанка» Королева-Старого добро несут фантастические существа, а зло - человек.

У датчанина Г. Х. Андерсена в «Снежной Королеве» добро несет девочка Герда (человек), а зло - фантастическое существо – Снежная Королева.

У француза Ш. Перро в «Золушке» носителями добра и зла являются люди – Золушка и Мачеха, а фантастическое существо Фея на стороне добра - Золушки.

4.   Слово учителя о светлом, жизнеутверждающем взгляде на мир.
 Сказка учит нас любить и беречь природу, животных, людей. Осуждает тех людей, которые незаконно рубят деревья, невнимательно относятся к животным. Нужно помнить слова из Библии о том, что на зло нужно отвечать добром. И тогда добро вернется. Вопрос к ученикам: Что такое портрет?

5.   Описание внешности Хухи-Мшанки. (Ученики находят в тексте).
 «Как и все другие Хухи, Мшанка так же имела непостоянную вовничку, которая сама собой делалась того цвета, что и те вещи, возле которых бывают Хухи. Мшанка чаще всего была зеленой, так как редко отбегала от своей зеленой хатки. Но когда она бегала по сосновым старым глянцам, которые лежали на земле, то становилась такой же рыжевато-красной, как они. Возле потока была она голубой, как вода, на песке - желтой, как песок, между кустами шиповника - розовой, на вереске - фиалковой, на снегу становилась белой».

«Была она и сама рыхлая, как мхи. Имела длинную вовничку, что, будто шелком, укрывало все ее тельце. Одна только мордочка была голенькая и напоминала садовый желто-фиалковый цветочек - “братцы”».

«Хухи не могут говорить, пока бывают невидимые. Они только пищат, как мышки, или мурлыкают, как котики. Силы они также не имеют, так как легенькие, как пушинка, а мягонькие, как вата».

    Как дети описывали маме Хуху? («...Что-то такое, будто котик. Только то был не котик. Хорошенький, мягенький. Мордочка, будто цветочек, а голосок, как у мышки»).
    Как М. Коцюбинский в сказке «Хо» описал Хо? («Будто туман тот, седая борода его мягкими волнами спадает вплоть до ног, черкается росяной травы. Из-под белых корявых бровей, из глубоких впадин выглядывают добрые, лукавые глаза»).

IV.       Осмысление материала.

Задача к ученикам:

    Выяснить, что такое гуманизм.
    Оценить поступки персонажей с позиции гуманизма. Хуха-мшанка вместе с другими Хухами зовет лесника, когда дед

рубит дерево; призывает на помощь людей, когда козочка попала в сетку; вместе с другими Хухами помогает деду, когда тот попал в беду.

Дед сначала делал плохие поступки: срубил дерево, разрушил хатку Хухи-Мшанки, бросил топором, чтобы убить Хуху, и только поранил ей ножку. Но после того как Хухи спасли ему жизнь, дед изменил свою мысль об этих существах и отныне рассказывал людям о них только хорошее.

V.       Домашняя задача.

    Выразительно читать, пересказывать и анализировать сказку «Хуха-Мшанка».
    Нарисовать Хуху-Мшанку.








Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Василий Королев Старый «Хуха Мшанка»