Визуальная (зрительная) поэзия сегодня (Мирошниченко В Женченко М Сарма Соколовський Моесеенко) - сочинение

Цель:  ознакомить учеников с особенностями визуальной  поэзии на современном этапе, сжато охарактеризовать жизненный и творческий пути представителей такого искусства и проанализировать их произведения; развивать умение объяснять собственное понимание образцов зрительной поэзии, трактовать их идейно-образное содержание; рационально использовать учебное время; воспитывать чувство почета к художникам-творцам визуальной (зрительной поэзии), их авторского воображения, фантазии, мыслей, чувств.

Тип урока:     усвоение новых знаний.

Оборудование: портреты М. Мирошниченко, В. Женченка, М. Сарми-Соколовского, А.Моисеенка, иллюстрации к их произведениям, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

 Организационный момент. Эмоциональная готовность учеников к уроку

 Актуализация опорных знаний

Беседа по вопросам

•   Под влиянием, каких факторов писатели создают собственные шедевры поэтического искусства?

 

    С помощью чего читатель воображает то, о чем речь идет язык в произведении? 
    Дайте определение курьезному стиху как жанра художественной литературы. Чем такие поэтические произведения отличаются от других? (Курьезный (от фр. curieux - интересный, удивительный) - здесь: смешное соединение слов, необыкновенное построение предложений. Правила создания таких стихов занимали значительное место в школьных поэтиках и на уроках. Необычность их была во внешнем виде, причем о содержании авторы не очень заботились. В ХVІІІ ст. существовало много видов таких стихотворных структур. Так, в тексте фигурного стиха строки разной длины размещались в форме чаши, звезды, креста, мяча и т.п.. В произведениях вида «рак» добирались такие слова, чтобы во время чтения каждой строки слева направо и наоборот выходил тот самый текст. В азбучном стихе каждое слово начиналось из следующей буквы алфавита. Большой популярностью пользовались апокрифом, с которых имя автора или того, кому произведение адресовалось, состояло из начальных букв каждой строки, если читать их свыше вниз. Эта разновидность курьезного стиха используется и теперь, в частности в загадках) 
    В чем заключалось значение таких произведений для учеников тогдашней школы? (Написание курьезных стихов було поэтическим штукарством, но оно оказывало содействие развитию сообразительности, изобретательности учеников, помогало им овладеть стихотворным мастерством. Большим успехом пользовались такие произведения у тогдашнего непритязательного читателя, охотно переписывались и распространялись) 
    Из-за чего такие виды поэзий были изъяты из школьных учебников нач.. ХVІІІ ст. (За искусственность, бессодержательность и формализм) 

 Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности

 восприятие и усвоение учебного материала

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать.

Народная пословица

1. Вступительное слово учителя

Любая творческая деятельность всегда связана с поисками новых выразительных средств и форм. Чтобы повлиять на читателя, привести в удивление, поразить его воображение, художника слова часто обращались к художественным экспериментам. В украинской поэзии к экспериментальным явлениям принадлежат визуальные (зрительные произведения). Их нередко определяют также как фигурные стихи. Визуальная (зрительная) поэзия - стихи, которые объединяют зрительные и литературные элементы в одно художественное целое.

 

2. Общая характеристика зрительной поэзии 2.1. Суть понятия.

Зрительная поэзия, поэморисование, визуальная поэзия (от лат. иизиаииз — зрительный и гр. роезуз — создание) — семантический вид искусства, который предоставляет текстовому символу (литере, слову, знака, предложению) визуальное трактование через специфическое его размещение в изображении или объекте.

Суть зрительной поэзии заключается в том, что внешняя зрительная форма поэтического текста не только фиксирует устную (звуковую) форму, а и вместе с ней образовывает эстетичное единство, а также может иметь целиком самодовлеющее содержание, так как предоставляет произведению дополнительной поэтической энергии.

Будучи синтетическим образованием, зрительная поэзия разной мерой объединяет литературные и зрительные элементы, на основе чего возникают ее разновидности. 2.2.3. Из истории происхождения этого литературного жанра.

Термин«зрительная поэзия» (уішаї роеігу) появляется где-то в ХІХ ст.

Первые образцы зрительной поэзии известные из античной литературы ( Фестский диск, 1700 г. к н.э.; Вавилонский акростих, акростиху псалмы). Значительное влияние наставления зрительной поэзии имели теоретические принципы Симонида («рисунок есть немая поэзия, а поэзия - выразительный рисунок»), перефразированный Горацием как «рисунок та самая поэзия». Более традиционной зрительная поэзия становится от ІV ст. к н.э. в творчестве таких авторов, как Симиас Родоский (фигурные стихи в виде топора, яйца, крыльев), Теокрит (сиринга), Досиад (алтарь), Безантиний (алтарь). Зрительные формы в поэзии Средневековья набирают более абстрактных признаков, целиком отвечая сути христианской религии, которая обращалась к силам невидимых, недосягаемых,  Бог (стих - квадрат, выделенный стих).

Становление зрительной поэзии во многих европейских литературах приходится на период Возрождения. Однако самым подходящим грунтом стало барокко с его особым вниманием к форме, синтезу, универсальности, декоративности, консептизму и др. Зрительная поэзия в двух ее видах - курьезной и эмблематической - привлекалась к латиноязыковых поэтик, которые изучались в высших учебных заведениях Европы. Кроме религиозных, зрительные образы возникали из повседневной жизни (меч, флаг, копье, амфора, кошелек, дерево, звезда, глобус), на тему любви (сердце, роза, свадебный бокал), увековечение памяти (пирамида, колона), посвящения на какое-то событие, прославление человеческих добродетелей и др.

Хотя элементы зрительной поэзии появились уже в литературе Киевской Движении (декоративное оформление букв, фигурный текст, надписи на предметах), тем не менее, как целостное явление начала формироваться

 

от второй половины ХVІ ст. в творчестве многих авторов (Г. Слыши, С. Беринда, Лазарь Баранович, Д. Туптало, А. Кальнофойский, М. Довголевський, Г. Сковорода и др.). Наибольший взнос сделал И. Величковский, который в сборнике «Млеко...» (1691) теоретически обосновал функционирование зрительной поэзии и подал примеры более как 20 жанров (фигурный, согласованный, соотносительный, онограматичный, квадратный, числовой стих, стих-лабиринт, раковые стихи и др.)

Следующий этап в развитии зрительной поэзии связан с модерными направлениями в искусстве в начале ХХ ст.— футуризмом, дадаизмом, сюрреализмом. Их представители, часто возражая традиционные средства версификации, искали новые средства художественного воспроизведения и предоставляли значительного внимания зрительной поэзии (использование разных цветов, шрифтов, математических чисел, знаков и т.п) .Заметный взнос сделал французский поэт Г. Аполлинер, выдав книгу «Калиграмы» (1918). В украинской литературе этого периода зрительная поэзия проявилась в творчестве футуристов, лидер которых Г. Семенко выдал две сборника «поэзиозарисовок» — « Каблепоэма за океан» ( 1920-1921) и «Моя мозаика» (1922); А. Чужой сделал попытку использовать зрительные элементы в прозаическом произведении («Медведь охотится за солнцем», 1927-1928). Новое международное движение зрительной поэзии, который возник в середине 1950-х лет, достал название «конкретная поэзия». Будучи в основе своей объединением текстовой и графической форм, конкретная поэзия продолжила отход от традиционной поэтики к сосредоточению на языковом материале, пространственном соотношении, динамике статического текста. От 1960-х лет она продолжает традицию в творчестве поэтов как украинской диаспоры (З. Бережан, Л. Госейко, Я. Балан), так и материковых поэтов (М. Мирошниченко, В. Трубай, М. Король, Волх Слово-Башня, М. Луговик, В. Мельник, А. Моисеенко Лучук, И. Лу-Чук, Н. Гончар, И. Иов и др.). С 1998 года выдается газета зрительной поэзии и поэзиографического  рифма». 2.3. Предпосылки возникновения зрительной поэзии:

    естественная эстетичная потребность в объединении литературных и зрительных элементов; 
    византийское славянское связаны с ним традиции орнаментики, использование разных зрительных форм при оформлении книг и, возможно, конкретные образцы зрительных поэзий; 
греко-латынкое влияние дало основной толчок становлению зрительной поэзии, принесши уже довольно произведенную поэтическую теорию, подчеркнутую конкретными произведениями; 
такие стилевые особенности барокко, как формальная изысканность, наглядность, декоративность, панегиризм. 

На это время существует приблизительно 38 жанров зрительной поэзии.

 

2.4. Виды визуальных искусств:

    продукция кинематографа и телевидения; 
    интернетное видеоразнообразие; 
    изобразительное искусство (живопись, графика, пластика); 
        литература (зрительная, графическая, фигурная поэзия, визиопоэзия, поэзографика, поэзография). 

3. Обработка материала о жизни и творчестве

представителей современной визуальной поэзии 3.1. В. Женченко «Стон».

3.1.1.   Биографические сведения.

Родился Виктор Васильевич Женченко 11 октября 1936 г. в селе Оболонь, теперь Семеновского р-на на Полтаве, в семьи сельского учителя. После окончания средней школы учился в Харьковской государственной консерватории на вокальном факультете, которую закончил в 1960 году. Скоро стал известным оперным и камерным певцом (бас). Работал солистом Донецкого театра оперы и балета, Большого театра оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте, где выполнял ведущие басовые партии в операх отечественной и зарубежной классики, как вот: «Наталка Полтавка» Г. Лысенко (Выборный), «Фауст» Гуно (Рафаэль), «Князь Игорь» Бородина (хан Кончак, князь Галичский), «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова (Сальери) и т.п.. Потом работал в Национальной филармонии Украины - много кто знает, что именно В. Женченко был первым исполнителем таких популярных солопевцов, как «Летят, будто чайки», «Подай крыло», «Отзовись, не молчи», «Смеются, плачут соловьи», «Мелодия» («Заболею, затужу...»), «Дымит туман...».

1975 г.- член Национального союза писателей Украины.

Сегодня В. Женченко - заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный артист Украины, лауреат литературной премии А. Малышко, кавалер орденов Святого Равноапостольного Князя Владимира Большого, Святого Архистратига Михаила.

Ныне художник работает в аппарате Украинского фонда культуры.

3.1.2.   Творческий задел писателя.

Автор поэтических сборников «Струна» (1971),»Отцовская скрипка» (1974), «Солнечная сторона улицы» (1980), «В сиянии тополиных граций» (1983, «Молодежь»), «Ярины венчик» (1984, «Радуга»), «Поэзии» (1986, «Днепр»), «Пренебреги свой страх» (1997, «Украинский писатель»), «Зрительная поэзия» (2000, «Зерна», Париж - Цвикау), «Жажда на двух» (2001, Парламентское издательство); также переводов с узбекского языка - «Песни Узбекистана» (1972, «Музыкальная Украина»), «Повести» Х. Назира (1975, «Радуга»), повесть

 

 «Приключения Турткоза» С. Анарбаева (1984, «Радуга»), отдельные произведения Зульфии, Сайяра, М. Бабаева, Э. Вахидова, А. Ибодинова, Л. Махмудова; с казахской - повесть «Вдвоем с отцом» К. Найман-Баєва (1983, «Радуга»), некоторые произведения Б. Момишули, М. Сундетова и др. В. Женченко является устроителем и одним из переводчиков антологии современной хорватской военной лирики «В это страшное время» (1990, «Молодежь»). Отдельные переводы осуществил из татарской, крымскотатарской, белорусской, русской, азербайджанской, латвийской и других языков.

3.1.3.     Дополнительные сведения о художнике.Женченко-
поэт хорошо знает цену жизни (дал о себе знать голод
 не военное детство, сиротская послевоенная жизнь), цену образного слова, умеет уважать и культивировать как традицию, так и модерн. Он
 с признательностью говорит о своих литературных побратимах О.Б. Ав-
 рамчука, Б. Олейника, О. Дмитренка, С. Зинчука, П. Засенка,
 В. Венка — это они стали для него, молодого специалиста по кон-
 серваторском образованием, первой филологической академии. С уважением упоминает В. Женченко об исключительной души литература
 знатока Л. Коваленка, который в свое время искренне поздравил и поддержал его поэтический дебют. Поэзия сопровождала его во время
 гастрольных поездок близкими и далекими дорогами. Появились
 стихи о Веймар и Париж, Ригу и Юрмалу, Урал и Чукотку, Са
 марканд и Соловецкие острова.

3.1.4.   «Стон».

3.1.4.1.     Восприятие содержания зрительной поэзии. 

3.1.4.2.     Тема: воспроизведение печали художника по поводу равнодушного отношения современников к героическому прошлому наций. 

3.1.4.3.     Идея: призыв-обращение к «сонным современникам» уважать героические достижения нашего народа, его «седую славу». 

3.1.4.4.     Основная мысль: без прошлого нет будущего, современное поколение должно знать свою историю, ее выдающихся лиц. 

3.1.4.5.      Особенности названия и построения произведения.
Каждое слово, а их в произведении 12, начинается на букву «С». Сто
 гонов — своего рода голос из прошлого, когда звучали звуки от скрещенных мечей и сабель, лилась кровь, страдал в неволе наш народ.

С помощью четырех казацких сабель поэт образовал букву «С» (самая сабля также по форме похожая на эту букву), на саблях вылиты слова, которые также начинаются буквой «С».

Использовав такую аллитерацию, которая ассоциативно вызывает в воображении читателей свист сабли, стон и страдания павших, поэт старается достучатся, к современным сыновьям и дочерям Украины, напомнить им о знаменитом казацком прошлом нашего государства.

 

3.1.4.6.    Художественные средства: эпитеты — «жаждущие степи», «седая слава», «сытые сонные современники»; метафора: «стонет слава». 

3.1.4.7.    Работа над содержанием произведения. Беседа за вопросами.

 

     прошлое, на мысль В. Женченка, - это стон славы?
        Какие достижения имеют украинцы, получив независимость? Чем они должны гордиться?
        Что олицетворяет степь? Как он ассоциируется с казацкой вольницей?
        Как наш народ вдоль многих столетий старался добывать в борьбе собственные права, приобретать славу?
        Над чем заставляет призадуматься поэт читателя своим произведением?
            Какие слова поэзии являются ключевыми? Как они связаны со зрительными элементами произведения?
            Почему В. Женченко называет современников сонными? Это обвинение или смех?
            Чем объяснить то, что художник словарное содержание произведения разместил на рисунке?

3.1.4.7.   Творческая мастерская ученика.

Дополните содержание произведения собственными соображениями относительно словарного и зрительного оформления.

3.1.4.8.   Составьте ассоциативный портрет понятия «стон» (Работа
 в малых группах).

 Протяжный звук; у/у Отголосок с прошлого; Стон   > Жажда поведать что-то важное; > Нежелание оказаться забытым;

Обязанность услышать этот звук каждым современным гражданином.

3.2. А. Моисеенко. Палиндром «Хищным мечом мирим».

3.2.1.   Биографические сведения.

Моисеенко Анатолий Кириллович родился 09.07.1948 р в селе Буривка Городнянского района на Черниговщине. Закончил филологический факультет Нижинского государственного пединститута им. Г. Гоголя (1971). Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой современного украинского языка Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Автор ряд исследований по филологии.

3.2.2.   Творческий задел художника.

Опубликовал поэтические сборники «Приемлю» (1986), «Сонеты и верлибры» (1996, 1998), «Шахопоэзия (1997), «Семь струн» (1998), «Вече мечей» (1999), «Новые поэзии» (2000), «Сожженные камни» (2003), «Меня любовью засветили скрипки» (2006). Стихи А. Моисеенка перекладывались немецкой, английской, русской, белорусской,







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Визуальная (зрительная) поэзия сегодня (Мирошниченко В Женченко М Сарма Соколовський Моесеенко)