Виктор Цой как музыкант и поэт - сочинение

1.	Миф о Викторе Цое.
2.	Способ борьбы Цоя с рутиной повседневности.
3.	Поколение ждет перемен.
4.	Романтическо-философские мотивы.
5.	От любви к одиночеству.
6.	Звездный киногерой Виктора Цоя.
Рок-музыканты сегодня — едва ли не пророки в глазах своей аудитории, и в строчках их песен многие слушатели находят отражение современной жизни и проекцию будущего. Логично предположить, что авторы и исполнители рока являются самыми яркими выразителями умонастроений молодежи.
Представляется интересным рассмотрение творчества рок-музыканта Виктора Цоя, который является представителем интеллектуальной рок-поэзии. Рок-поэты в своих сочинениях затрагивают философские и социальные темы, заостряя их и пытаясь осмыслить проблемы нашего време 
ни. Их задачи — вечный поиск идеалов, борьба с опошляющей жизнь обыденностью и обличение тех явлений, на которые люди привыкли закрывать глаза.
В культуре человечества постоянно живут мифы, и массовое сознание нуждается в их существовании. Рок-поэты часто творят эти мифы не только в своем творчестве, но и преобразуя собственную жизнь («жизнетворчество»),
Виктор Цой — одна их самых мифологизированных фигур современности, возможно, потому, что он и в жизни следовал созданному им идеалу. Его жизнетворческий принцип был прост — «остаться собой». Безусловно, Виктор Цой известен своими стихотворениями-призывами к борьбе против общества, где отсутствует справедливость. Он жил в то время, когда не требовалось быть героями, когда обычные люди, не находя в жизни смысла и высоких целей, «плыли по течению», «никак не проявлялись».
Яркое стихотворение о современной действительности «Подросток» написано в форме диалога с его героем. Здесь прежде всего проявляется драма нереализованности поколения, рожденного в прозаическую эпоху, что в романтическом понимании означает отставание от жизни. Человек видит свою судьбу отличной от судьбы всего поколения, которому был предоставлен выбор: стать бездушной машиной либо бежать из этого мира. Для тех, кто отказался бежать, терялась возможность выбора, гасли все героические порывы. В этом трагедия поколения, которое не захотело жить по социальным меркам окостенелой неизменности, усредненности, жить «как все».
Бороться Цой предлагает самым радикальным способом
—	воевать; причем война приобретает метафорическое значение — это своеобразный спор со временем. Самое трагичное, что война для Цоя не страшна, страшнее бездействие. Он воспринимает ее как должное («Война — дело молодых! Лекарство против морщин») и, может быть, даже как долг перед временем, в котором он родился. 
Призывая к войне, автор прекрасно представляет себе цель, к достижению которой эта война должна привести.
А за этой стеной стоит апрель 
Он придет и привезет за собой весну.



Однако Цой понимает, что война легкой не будет, что для перемен нужны действия и время. При этом важно сохранить в себе человеческие ценности, которые помогут бороться и не разрушаться. В стихотворении «Закрой за мной дверь» автор намеренно усиливает контраст между своим лирическим героем (и подобными ему) и обществом, показывая, насколько различны их интересы и ценности: «Они говорят, им нельзя рисковать, потому что у них есть дом». Лирический герой ищет свое место на улице, где он может просто жить. Многие люди, по мнению Цоя, не умеют ценить естественную жизнь, и поэтому, когда его «ждет на улице дождь», их ждут дом, обед, искусственные предметы (часы, портрет на стене). Такие стихотворения, как «Пора», «Перемен!» уже самими названиями дают нам почувствовать настрой автора. Лирический герой говорит, что устал жить прошедшим днем («кино уже было вчера»), а ждет изменений. Фатальная предопределенность судьбы определяется в массовом сознании еще и восточными корнями Виктора Цоя. Зачастую смерть — это черта, которая подводится под основными событиями жизни. Она по-своему делит людей: одних относит к ничтожным, других обрекает на бессмертие. В песне «Звезда по имени Солнце» гибель обретает жизнеутверждающий смысл: герой принимает Смерть ради жизни на Земли. Этот поступок вполне может считаться в сознании людей подвигом. Для Цоя очень важно выполнить свое предназначение в жизни (дойти до «вершины»), а умереть после этого не страшно. Очень интересно понимание времени в стихотворении «Дети минут», где автор говорит о людях, живущих одним днем. Цой таким образом протестует против общества, которое отнимает у людей будущее, оставляя «серый день» и делая так, что люди хотят жить этим днем. Часто у Цоя звучит тема необратимости времени: «Ты смотришь назад, но что ты можешь вернуть назад?» Виктор Цой считал себя поэтом-романтиком. Его идеал человека особенно актуален в переломный момент времени: по мнению автора, личность выделяется, прежде всего, свой яркостью, непохожестью на других, возвышенностью над жизнью; она тянется, стремится к высоким духовным ценностям, даже зная о том, что, обретя их, умрет. Может быть, Цой считал, что такие люди рождаются, будучи уже обреченными, потому что в этом сером мире им изначально нет места, они не могут и не умеют жить по общепринятым законам. Как романтик Цой не приемлет жизнь без порыва, героизма, полета как одного из способов самореализации («Песня для МБ»). Он не призывает создавать себе мир иллюзий, наоборот, считает, что следует научиться смотреть правде в глаза и никогда «не закрывать глаз». Море, небо — вечные символы безграничности — заключают в себе глубокий смысл для Цоя-романтика. Звезда для него вообще является проводником к чему-то высшему, олицетворением света в беспроглядном мраке настоящего. Смерть потому и не страшна, она — всего лишь переход к звездам. Мотив любви занимает далеко не главное место в творчестве Цоя. Поэт одинок и осознает, что должен оставаться одиноким: любовь к женщине — светлое пятно в серой жизни, но любовь преходяща. Важно выполнить свое предназначение, а для этого нужно быть одиноким. Сама по себе любовь воспринимается им как преграда, которая, однако, дает силы для главного — борьбы. Поэтому у Цоя практически нет «счастливых» стихотворений. Например, «Когда твоя девушка больна» — песня о любви, хотя название отнюдь на это не указывает. Автор использует своеобразный «метод от противного», т. е. не прямо описывает чувства, а изображает ситуацию, когда герой из-за болезни своей девушки остается один и видит окружающий мир уже иначе. Возлюбленной рядом нет, но герой песни ощущает ее присутствие в своей душе. Любовь для него — дарящий силы живительный родник, к сожалению, иссякший. Тема одиночества по-разному звучит в творчестве Цоя. Это состояние может быть составной частью имиджа, то есть своего рода стереотипом, закрепленным в сознании масс. В стихотворении «Моя друзья» одиночество для лирического героя рисуется как единственно возможный вариант жизни: приходят друзья, но герою с ними не очень весело, наоборот, они нарушают его отдаленность от людей, которая есть благо. Одиночество для Цоя в каком-то смысле является необходимым условием для творчества: Я в прошлом точно так же сидел. Один. Один. Один. В поисках сюжета для новой песни. Рисуя совершенно разные проявления рассмотренного состояния, Цой приходит к выводу, что человек, хочет он того или не хочет, изначально одинок в этом мире. Многие считают, что мистика цоевского феномена предопределена тем, что его рок-группа обозначила собственную судьбу, назвавшись «Кино». Именно киноискусство сыграло огромную роль в создании Цоя-фантома. Киноленты «Игла» Рашида Нугманова и «Асса» Сергея Соловьева обожествили певца. В стихотворениях лирический герой подчас соотносит себя с персонажами фильмов. Частое сравнение с киногероями тоже является составной частью мифа массовой культуры. Этот миф, как и все мифы, должен был закончиться не буднично, а ярко, трагически, так как в мае- совом сознании закрепилась идея о том, что Герой должен уйти из жизни рано и красиво. Гибель Цоя только закрепила этот образ. Таким образом, лирический герой Виктора Цоя — это романтический бунтарь, протестующий против социально-политического режима и общества, живущего по законам этого режима. Хотя лирический герой и призывает к войне, в душе он остается гуманистом и романтиком, для которого важны вечные человеческие ценности — такие, как дружба и любовь.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Виктор Цой как музыкант и поэт