Внеклассное чтение Н Трублаини «Шхуна «Колумб» - сочинение

Цель: расширять читательский кругозор путем ознакомления с идейно-художественным содержанием произведений вне программы, в частности, с повестью Н. Трублаини «Шхуна “Колумб»»; сжато обработать жизненный и творческий путь писателя; развивать творческое воображение, память, умение выразительно читать, при этом комментируя и приводя необходимые аргументы; строить основательные заключения; формировать эстетичный вкус учеников; воспитывать чувство уважения к творчеству Н. Трублаини; уважение к родной литературе, культурным достояниям нашего народа.

Тип урока:     комбинированный.

Оборудование: портрет Н. Трублаини, библиотечка-выставка его произведений; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами.

• Какой жанр художественной литературы называется повестью?

• Что такое приключение? Какие приключенческие произведения вы уже читали? Чем они понравились?

• Какую пользу получает человек от чтения книг?

• Докажите, что книга учит жизни.

• Что помогает героям художественных произведений преодолевать любые трудности, нелады?

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

2. Обработка идейно-художественного содержания произведения Н. Трублаини «Шхуна “Колумб»».

2.1. Выразительное чтение или пересказ интересных, по мнению учеников, эпизодов произведения.

2.2. Тема: рассказ о жизни людей острова Лебединое, интересное изобретение профессора Ананьева, за которое происходит борьба между подростками и жестокими иностранными пиратами.

2.3. Идея: возвеличивание любви к родному краю, стремлению бороться с его врагами, даже если для этого нужно пожертвовать жизнью; прославление доброты, чуткости, внимания, неравнодушия к горю ближнего; осуждение жестокости коварства, полезности, хитрости (Анч), предательства (Ковальчук).

2.4. Основная мысль: человек проверяется в сложных жизненных испытаниях; только мужественный, сильный, порядочный может получить победу над врагом и помочь ближнему.

2.5. Жанр: приключенческая повесть.

Приключенческим называется произведение, сюжет которого наполнен большим количеством приключений и необыкновенных событий. В нем много интересных эпизодов, в которых героям угрожает опасность, а часто - даже гибель, но они чудом спасаются. Приключения главных героев - это результат их стремлений и поступков, их веселого характера.

2.6. Проблематика произведения:

• жизнь и смерть;

• добро и зло;

• любовь и ненависть;

• искренность и коварство;

• умение преодолевать любые трудности;

• самопожертвование;

• изобретение, его дальнейшая судьба.

2.7. Композиция.

Произведение состоит из четырех частей и эпилога.

I часть - 24 раздела;

II часть - 27 разделов;

III часть - 13 разделов;

IV часть - 10 разделов.

Экспозиция: знакомство с жителями острова Лебединого; решение профессора Ананьева исследовать качество и специфику песка на острове.

Завязка: задача агента № 22.

Развитие действия: приключения Марка Завирюхи, Яны Найды, Люды Ананьевой во время их борьбы с Анчем.

Кульминация: освобождение шхуны «Колумб» и ее команды от преследований Анча, заключение агента.

Развязка: стремление водолазов помочь Люде оказались напрасными, девушка умерла; эпилог.

2.8. Сюжетные линии.

• Жизнь семьи Пург.

• Личная жизнь профессора Ананьева, его профессиональная деятельность.

• Судьба Яси Найды.

• Шхуна «Колумб» - герой произведения, вокруг которого разворачиваются события.

2.9. Беседа с вопросами.

• Кто такой Колумб? Что вам известно о нем?

• Является ли верным утверждение: «Какое название дано лодке или пароходу, так она и поплывет»?

• В чем было назначение шхуны? («...Рыбу... поставляла в недалекий порт, на консервный завод»).

• С чем связано то, что у Бойчука часто собирались соседи-рыбаки? («...Его дом стоял ближе к морю, двое окон выходили на берег и оттуда удобно было присматривать за шаландами и лодками во время ненастья»).

• Опишите шхуну, обращая внимание на ее практическое назначение. («Это было небольшое, но крепкое судно. Оно ходило под мотором со скоростью пять-шесть миль в час. А под парусами при хорошем ветре - в полтора раза быстрее. Иногда «Колумба» посылали в моря рыбачить, но преимущественно он перевозил рыбу, сети и разную снасть. В последнее время «Колумб» регулярно обходил рыболовецкие артели, забирал у них рыбу и поставлял ее на консервный завод, который находился миль за двадцать пять от Лебединого острова, близ курортного городка»).

• Каким образом недвижимую шхуну решили применить в Рыбтресте?

• Каким был состав команды? («Команда на «Колумбе» была небольшая. Кроме шкипера в ее состав входили моторист, матрос и юнга»).

• Как Марк попал на шхуну юнгой?

• За что Камыш уважал Марка? («Во время шторма Камыш следил за юнгой и ни разу не заметил на его лице тени страха, а в глазах выражения растерянности»).

• В чем заключалась специфика задачи агента № 22. («Нам нужно, чтобы смелый человек пробрался в Россию. ...Познакомиться с профессором Ананьевым, посетил Лебединый остров и обязательно сорвать добычу золотого песка. А самое главное - достать у Ананьева его проект добывания гелия и уничтожить автора проекта»).

• Чем закончилось соревнование среди ребят и девушек по плаванию?

• Из-за чего возникла ссора инспектора Ковальчука и рыбаками шхуны? («...Из-за того, что известный бюрократ, инспектор Ковальчук, нашел в улове несколько рыбин на полсантиметра короче разрешенного размера»).

• Почему Найду на Лебедином острове считали дефективной? Какая трагедия произошла с ней?

• Чем был ценным песок на Лебедином острове? («Из него изготовляется газ, который в химическом соединении с кислородом дает воду. Механически смешиваясь с кислородом или воздухом, он образовывает необычно сильное взрывное вещество - гремучий газ»).

• Почему Ковальчук вынужден был согласиться на условия Анча - помогать ему?

• Из-за чего Анчу не удалось отравить профессора Ананьева?

 • Как Найденыш восприняла подарки Максима, Льва, Люды?

• Почему Марк решил на некоторое время стать Шерлоком Хомсом?

• Каким был план Анча относительно уничтожения шхуны? (Это - адская машинка. Сейчас мы определим время, когда она должна взорваться. Выйдут они в девять, могут опоздать, ну, в десять, во всяком случае. В десять часов сорок пять минут мы услышим взрыв в море. От «Колумба» и его пассажиров лишь кусочки всплывут»).

• Из-за чего преступный план относительно уничтожения «Колумба» не был выполнен?

• Благодаря кому шхуна осталась целой? Какие усилия были приложены Максимом для этого? Как это характеризует героя?

• Назовите ситуации, когда Максиму пригодились знания азбуки Морзе.

• Какой вред нанесла подводная пиратская лодка?

• Какие страдания испытали Марк, Яна, Люда, находясь в подводной лодке?

• Как Марк и Яся спаслись от пожара на «Антопулосе»?

• Что случилось, когда «Колумб» подобрал Анча со своим товарищем на палубу шхуны?

• Каким образом Яна, оставив шхуну, рискуя собственной жизнью, помогала пленным шхуны избавиться от пиратов?

• В каких условиях находилась Люда в затонувшей подводной лодке? Как она боролась за жизнь?

• Удалось ли спасти Люду? Что было сделано для этого водолазами?







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Внеклассное чтение Н Трублаини «Шхуна «Колумб»