Внеклассное чтение С Васильченко «Оловянный перстень» - сочинение

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. Васильченко, ознакомиться с его повестью «Оловянный перстень», обработать содержание произведения, выяснить его идейно-тематическое направление; привлекать учеников к чтению художественных произведений самостоятельно и под руководством учителя; развивать память, внимание, умение выразительно читать, строить заключения, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения; рационально использовать учебное время; воспитывать у учеников чувство уважения к творчеству С. Васильченко, произведений украинской литературы; порядочность, доброту, честность, любовь к работе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет С. Васильченко, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний в форме беседы с вопросами.

• Какие произведения С. Васильченко вы уже читали? («Бусурман», «Свекор»...) Чем они вам запомнились?

• Кто является героями многих произведений писателя? Почему?

• Что вам известно о жизни и творчестве С. Васильченко?

• Почему С. Васильченко посвятил почти всю свою жизнь преподаванию?

• Что бы вы рассказали писателю во время встречи с ним?

• Дайте определение повести как прозаическому жанру художественной литературы. (Повесть - эпическое прозаическое произведение (реже стихотворное), которое характеризуется однолинейным сюжетом, а широтой охвата жизненных явлений и глубинного их раскрытия занимает промежуточное место между романом и рассказом).

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

    Я глубоко верю в большое будущее украинского слова.
    С. Васильченко.
    Профессиональный педагог, патриот и гуманист, Степан Васильченко может быть олицетворением того, что мы вкладываем в понятие народный учитель.
    О. Гончар.
    Любите землю! Любите работу на земле.
    А. Довженко.

2. Обработка произведения С. Васильченко «Оловянный перстень» (1927 г.).

2.1. Тема: изображение активного отдыха киевских ребят в селе на Полтавщине.

2.2. Идея: прославление красоты работы, душевной доброты, бескорыстия, ощущения любви, искренности; осуждение зависти, пьянства как отрицательного социального явления.

2.3. Основная мысль: только в работе, гармонии с природой, окружающим миром человек становится красивым, душевно богатым, способным к крепкой дружбе, пылкой любви.

2.4. Жанр: повесть.

2.5. Композиция.

Произведение состоит из 28 разделов. События происходят на Полтавщине во время летних каникул у школьников.

Экспозиция: трое ребят - Валерьян Орешник, Витя Барановский, Константин Ясинский - отправились в путешествие в село на Полтавщину.

Завязка: в гостях Валя, Витя, Константин у Бондарей, помощь ребят собирать урожай жителям села, которые нуждаются в помощи; дружба, а потом любовь Насти к Константину и Вити к Насте.

Кульминация: недоразумение в любви к Насте между Костей и Витей.

Развязка: отъезд ребят домой; Оловянный перстень на руке у Константина - воспоминание о дружбе, любви с Настей.

2.6. Проблематика произведения:

• работа и неумения;

• любовь и ненависть, страдание;

• сохранение национальных традиций (вещи-экспонаты для музея);

• личность и общество.

2.7. Содержание произведения.

Трое киевских ребят - Валерьян, Витя, Константин - решили во время летних каникул осуществить путешествие в село на Полтавщину: посетить семью Бондарей. Находясь на селе, ребята помогали многим его жителям в жатвенное время, активно участвовали в организации и проведении спектакля «На баштане». Напряженный момент произведения - когда возникли недоразумения между Костей и Витей. Витя в нетрезвом состоянии старался добиться любви и уважения от девушки.

Оловянный перстень, который Настя купила на ярмарке, она подарила Косте на память о себе.

Быстро промелькнуло время, и ребята отправились снова домой в Киев.

2.8. Анализ содержания произведения с вопросами:

• Чем отличались между собой Валерьян Орешник, Витя Барановский, Константин Ясинский? Сделайте сравнительную мини-характеристику ребят.

• Как в произведении описан Киев в знойное время? («Над Киевом спадал пыльный вечер. Целый день пекло как огнем солнце, и в городе стояла невероятная духота. К тому же везде делали на улицах ремонт: чистили канализационные трубы, чинили трамвайные линии, штукатурили и красили дома. Кипели по улицам котлы со смолой, и смрад не давал дышать, а пыль, что весь день тучей стояла над улицами, густая и едкая, резала глаза, залезала в нос, хрустела на зубах. Широкие улицы большого города, на которых раньше вплавь плыл всякий люд, теперь опустели: сновали по ним только тоненькие человеческие течения, как те, что пересохли от жары, многоводные когда-то реки»).

• Почему Орешнику не удалось собрать экспедицию среди учеников класса, друзей?

• О чем свидетельствует отношение Василия к хлебу? («...Всегда не вытерпит, чтобы не поднять, когда увидит судьбу, «святой хлебец»; обдует на нем порох, в карман прячет «отдам корове, чтобы съела»). Как вы ведете себя, когда видите хлеб судьбы, на мусорнике?

• Сжато опишите путешествие ребят в село на Полтавщину.

• Как Бондари приняли гостей из Киева?

• Чем объяснить особое отношение жителей села к деду Маркиану? («Это такой дед, который когда бы не лошадь, он бы до ночи здесь гомонил,- промолвила Бондариха.- Это наш студент Кутянский,- добавил Василий.- “Я,- говорит,- всякому студенту доскажу». И вы еще узнаете его хорошо, он такой, еще не раз придет. Еще и надоест»).

• В чем проявилось гостеприимность Бондарей к Вале, Вите и Константину?

• Из-за чего ребята не могли попасть в дом Бондарей, проснувшись утром? (Не знали, что такое ступа) Кто им помог?

• Опишите село Липовый Угол. Сравните это описание села с современным. Почему работа крестьян является тяжелой?

• Как в произведении изображена жатва? («Людей в поле, как мурашек. Косари - рядами, простоволосые, рубашки повыпускали, ломают рожь-пшеницу, как стену, покосы кладут. Белеют сквозь рубашки согнутых жнецов, пасутся кони; под телегами-колыбелями, в колыбелях дети. А над всем музыка: ржет где-то жеребенок, звонко кто-то клепает косу, гудит дальше в степи машина, рабочими окруженная. Суета, движение. Веет от полей силой большой, могущественной, бодрой»).

• Какое впечатление на ребят оказала их робота на поле?

• Какую работу должна была выполнить Соня на селе? («Обследовать экономическое состояние села, выяснить число незаможников, кулаков, выявить число грамотных, неграмотных, женотделов, ликбезов, читален...»).

• Почему Бондариха попросила молодежь помочь Марине Петринковой рожь связать? Как они к этому отнеслись?

• Для чего Витя рассказал Косте о любви и до чего она доводит?

• Как приезд киевлян к Бондарихе повлиял на жителей села?

• За что бабы ругались на Витю? («...Завелся с женщинами за попов и веру. И так горячо завелся, что возмущенные бабы не в шутку хотели ему снять штаны и отстегать его крапивой»).

• Из-за чего Витя находился в нетрезвом состоянии? Почему алкоголь является вредом для здоровья человека?

• Чем Настя приворожила Витю? Что вы больше всего цените в человеке?

• На основании чего возник спор между Валей и дедом Маркианом?

• Как в произведении описана ярмарка? («Ярмарка, как марево в степи. Первое, что бросается в глаза,- против солнца стоит посреди ярмарки вспотевший дядя, брыль на затылке, в руках - кнут, а на виду, играют веселые счеты. Все, как на экране: движется, жестикулирует, смеется....Ярмарка шумела как буйная зеленая дубрава. Море смеха, море гула-юмора, а в этом море то в одном, то в другом месте звучат нотки грусти»). Почему, на ваш взгляд, у одних людей на ярмарке лица улыбающиеся, веселые, а у других - печальные?







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Внеклассное чтение С Васильченко «Оловянный перстень»