Возникновение и развитие стихотворной литературы - сочинение

Цель:         дать ученикам представления о становлении и развитии поэзии в давней украинской литературе, основных ее жанрах, тематике; обратить внимание на идейно-художественные особенности поэтических произведений; дать понятия о силлабическом стихе, бурлеске и травестии; развивать умение анализировать, комментировать содержание произведений, навыки выразительного чтения; оказывать содействие воспитанию у учеников интереса к давней литературе, к украинскому языку и языкам других народов.

Тип урока:     урок усвоения новых знаний.

Форма проведения: ток-шоу «Ключевой момент» (на уроке присутствуют ведущий программы «Ключевой момент» — учитель, поэты и поэтессы давности).

Теория литературы: силлабическая система стихосложения, бурлеск, травестия.

Оборудование: учебник (Б. Степанишин), хрестоматия по украинской литературе Источника, опорные схемы «Становление и развитие украинской поэзии конца ХІ — начала ХVІІІ ст.», «Барокко в украинской литературе» (урок № 2), доска (записанные слова-термины, их объяснение; план урока), выставка книг (учебники О. Бандуры, О. Пахаренко, книга В. О. Соболь «Из глубины веков»), компьютер.

Межпредметные связи: история Украины, зарубежная литература.

Ход урока.

I. Проверка домашней задачи.

Прослушивание составленных учениками интермедий.

II. Усвоение новых знаний.

Изучение материала осуществляется согласно плану, во время урока ученики делают необходимые записи в тетради.

1. Вступительное слово учителя.

Со времен своего становления в ХІ ст. и до конца ХVІІІ ст. украинская литература была многоязычной. Писатели создавали на старославянском, украинском, латинском, польском, русском, греческом языках. Продолжительное время иноязычный задел, считая инородным и даже вражеским, отсекали от украинского литературного процесса. Национальную принадлежность художников, кроме языковых признаков, определяли также по признакам конфессионным (религиозными). Произведения, написанные на латинском или польском языках (пусть и украинскими писателями), считались католическими, а итак, вражескими православию. Такой подход нанес огромный ущерб давней украинской литературе. Еще и до сих пор произведения древнеукраинских поэтов, на пути к современному читателю натыкаются на барьер невосприятия. Попробуем преодолеть его на сегодняшнем уроке.

Мы с вами находимся на съемках известной телепередачи «Ключевой момент». Я - ведущая этой передачи, перед вами атрибут передачи - стена, которая символизирует наше непонимание, наше незнание давней поэзии. По другую сторону стены - Поэты и Поэтессы давности, которые хотят обратиться к нам, потомкам, с просьбой выслушать, понять и воспринять сердцем их произведения. Они хотят поведать нам о себе, поделиться своими чувствами. Дадим ли мы им такую возможность?

2. Мотивация учебной деятельности (самомотивация).

3. Ознакомление с планом урока.

 

1)  Этапы развития давней украинской стихотворной литературы.

2)  Характеристика творчества виднейших поэтов.

3)  Понятие о силлабическом стихе.

4)  Понятие о бурлеске и травестии.

4.   Ознакомление с творчеством давних поэтов.

Ведущий. Перед тем как выслушать гостей, мои помощники - - подготовили сообщение о становлении и развитии давней украинской литературы.

Сообщение 1. Украинская поэзия прошла три важных этапа своего развития. Я исследовал эти этапы по книге В. Соболь «Из глубины веков» и составил схему, которую предлагаю вашему вниманию (дополнение к уроку). Ученик комментирует схему.

Сообщение 2. Украинская литература - одна из самых древних и наиболее богатых в славянском мире. О том, что богатейшая, свидетельствует хотя бы выход 150-томного издания украинских старопечатных книг в трех сериях, которое осуществляется Гарвардским институтом украиноведческих студий (США). У нас же только в последнее время в читательское обращение начинают входить в переводах на украинском языке некоторые стихи, а также прозаические произведения латиноязычных, польскоязычных украинских писателей.

Ведущий. Итак, ознакомляясь сегодня с давней поэзией, мы говорим не о ее упадке, а об интенсивном развитии. С 1440 года книга становится печатной. А кто знает украинца - автора первой печатной книги, которая появилась в 1483 году? Это Юрий Дрогобыч, который первым хочет обратиться к вам и рассказать о себе и свое творчество.

Юрий Дрогобыч. Я - Юрий Дрогобыч. Настоящее мое имя - Юрий Котермак. Я сын убогого ремесленника из Дрогобыча, стал ученым с европейским именем, один из первых украинских докторов искусств и докторов медицины. Учился в Краковском (Польша) и Болонском (Италия) университетах, определенное время был ректором последнего. Моим учеником был всемирно известный астроном Николай Коперник. Меня считают творцом «ученолатинской поэзии». Вам известно лишь один мое произведение – стихотворное посвящение Папе Римскому в книге «Прогностическая оценка текущего 1483 года магистра Юрия Дрогобыча из Руси, доктора искусств и медицины Болонского университета». В этом произведении я защищаю большое и благородное дело - книгопечатанье, осуждаю тех людей, которые хотят на этом деле получить выгоду:

 

    Я же мои книги в мир выпускаю с единственным желанием: Пусть будет польза от них роду человеческому в жизни.

Учитель предоставляет слово древнеукраинским поэтам и поэтессам, которые рассказывают о себе.

Павел Русин. Я родился около 1470 года в городке Кросно на Лемковщине. Писал произведения га латинском языке. Сборник моих стихов имеет название «Песни Павла Русина из Кросна», в нем около 4 тыс. стихотворных строк. Любовь к родной земле - главная тема моих произведений.

    Здравствуй, мой край! Ты милый владыке звездного неба! Здравствуй, о земля, полная богатства и добра! Ты самостоятельно, без других земель, можешь жить привольно, Снова же без тебя прожить ни одна не сможет земля. Всегда я стремился увидеть тебя, дорогую свою мать, Всегда о судьбе твоей днем и ночью беспокоился.

Станислав Ориховский. А я называл себя Роксоланом, т.е. русином, так как тоже любил Украину. В своих произведениях призвал Польское королевство к борьбе против турецкой угрозы, подвергал критике шляхту, которая не защищала украинский народ, а стремилась лишь к собственному обогащению. Мой памфлет «Раздор с Римом» исследователи считают одним из лучших антипапских сатирических произведений европейской литературы Ренессанса. С гордостью заявил в нем: «Я русин, и хвалюсь этим, и охотно об этом заявляю, помня о своем... роде и русской крови, о месте, где я родился...».

Иван Домбровский. В своей латиноязычной поэме «Днепру камени» я обратился мысленным взором к героическому прошлому Украины, прославил русских князей и княгиню Ольгу - одну из семи прославленных женщин мира:

    Со временем к арголдскому цесарю тронулась Ольга. Гостьей на кораблях и в священной реке окрестилась. И небудничный свой ум женский и там проявила, Так как, когда царь захотел вступить в брак с ней немедленно, Сперва просили ее окрестить, а потом сказала: Крестница отцу крестному женой быть не может. Грекам страшная была Ольгина мудрость, и мир это со временем познал...

Себастьян Кленович. Я тоже изображал женщин-украинок, душу и сердце которых разгадать не так легко. В своей латиноязычной поэме «Роксолания» высказал и свою любовь к Украине, ее необъятным пространствам, щедротам, красоте.

Ведущий. Многоязычная поэзия Украины - это своеобразное явление, которое нужно рассматривать в контексте как украинской, так и польской литературы. Но обратимся к украиноязычным поэтам. Вспомните Семена Климовского, автора известной песни «Ехал казак за Дунай», или легендарную песнярку ХVІІ ст. Марусю Чурай. Но она не была единственной женщиной-поэтессой. Если полистать сборник любовной поэзии «Песни Купидона», то можно найти много искренних взволнованных строк. Авторство отдельных произведений неизвестно, но часто его удается установить - оно спрятано в акростихах. Угадайте имя поэтессы, которая прочитает нам свой стих (можно продемонстрировать текст и в компьютерном варианте, чтобы ученики увидели спрятанное имя).

Анна Либовичивна

Песня мировая







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Возникновение и развитие стихотворной литературы