Возникновение и развитие стихотворной литературы ч2 - сочинение

Ах, мой милый, злая недоля почему нас развела? Где-то там бьешься с татарвою, а здесь томится от скуки милая. Над моей головой небо - камень нависает. Лето, милый, минуло, тебя все нет. Никто меня не утешит, веселость не вернет, Цветы в саду повысыхали, не сохнет только терн. Ах, те цветы повысыхали, так как их слезами поливала. Мой миленький, вернись, чтобы я также не пропала. Небось, тоска нещадимая, нигде сердце прислонить, Если бы же мне такие крылья, чтобы к тебе полететь и в этом Диком поле, где есть сердца половина. Хотя бы одно ласковое слово взять у тебя я должна. Боже, вволи мою волю, так как в грусти трачу силу, Не дай милому заснуть, пока не вспомнит милую. Глаза мои, уста мои пусть не забывает, Пусть покинет воевать, быстрее возвращается! Вынь сердце, святой Отче, силу твою видно, Сердце без твоего глаза будет жить бесплодно, и то сердце мое верное в Дикое поле изволь послать, Чтобы милого недолю с моей соединить. То ли те татары, что в Подолье воевали Моего милого в неволю в далекий Крым послали? И теперь он в кандалах горькие слезы проливает. Боже, переглянись! На коленях с молитвой умоляю – Врагов пусть развеет ветер, Не дай милому сложить под саблю голову! Не дай отведать плена, ни ран тяжелых, кровавых, А дай ему вернуться к девушке с войны в славе. Ах, мой Бог, письма этого я за ветром посылаю, Пусть он, милого найдет, добрым словом поздравит. Анна Осиповна Бесчастная в мире Ах, злое бессчастье, чего пренебрегаешь, Наносишь горе, а счастье убиваешь?! Зачем так ныне приносишь ты злобу, А, бедной, сердцу - большое несогласие. О, время, время, где ты проживаешь? Сама не знаю, с кем ты гуляешь,
И так вечно бьет печаль пребольшая, Побьет пусть всегда его навеки! И роскошь брошу; возьму вместе, Веселость исчезнувшая, итак бейте, злые мучения! Зачем забавы, пропало время подлинно, А ныне имею несносную тягость. Беда! Не знаю, выйду ли из бессчастья, Эх, уже тебя я навек избавилась! Сапфир пышный, мне будь водитель, Чей мне, бедной, не станешь губитель? Ах, злая фортуна веселость забрала, Сие счастье исчезло, себя я потеряла. Надежд нет ни в зиме, ни в лете, А все утехи и веселость - в мире. Я иду к саду и к винограду, Взятиям или могу веселость-отраду? Сколько не тоскуешь, а радость пропала, Большая гибель навеки настала, и или в мире такие есть отрады, Те, что я, бедная, взяла бы для рады?

 

Ведущий. Акростих еще называли «краеграние», «краестрочие», «акростихид». Появился он в греческой и римской поэзии, а в украинской стал известным с ХVІ ст.

Прослушанные произведения свидетельствуют не только об имени, а и о тяжелой судьбе женщины. Здесь раскрывается многогранный женский внутренний мир. В отличие от произведений периода Киевской Руси, поэзия ХV-ХVІІІ ст. дарит нам шедевры любовной лирики.

А еще из произведений древнеукраинских поэтов возникает сборный образ казаков, прославляется запорожское казачество, которое вышло на широкое поле победоносной борьбы за свою землю, за судьбу народа.

Касиян Сакович. Известнейшее мое произведение - «Стих на жалостное погребение казацкого гетмана Петра Конашевича - Сагайдачного», что изображает национального героя - гетмана Сагайдачного, с именем которого связаны почти все большие походы запорожцев против Турции.

    Он при гетманстве своем взял был город Кафа - Цисар туркский там испытал немалого страха! Четырнадцать тысяч он врага разбил, Одни каторги жег, другие топил. Из неволи христиан множество освободил...

Знаменитого рыцаря сравнивают с героями античности. А само произведение написано на древнеукраинском языке.

Ведущий. Аналогии с античностью - одна из примет барочной литературы.

 

— Вспомните другие признаки барокко.

— Примером этих произведений могут быть стихи Ивана Величковского. Отдельные из них лежат у вас на партах (дополнение № 2). Прочитайте их, определите их особенности.

Предоставим слово автору прочитанных произведений.

Иван Величковский. Меня считают ярким представителем украинского барокко. Мои стихи имеют курьезную форму: «Эхо» (в конце строки содержится двухсложное слово-отклик - эхо), «Четверогранный» (стих, в котором и вдоль, и поперек содержится тот же самый текст), «Акростих», «Азбучный», «Рак словесный» (стих, в котором слова читаются наоборот), «Рак литеральный» (стих, в котором строки читаются наоборот, сохраняя то же самое содержание), «Совместно отличительный (стих, строки которого заканчиваются одинаковой рифмой). Я писал такие стихи для читателя наученного, мудрого, который умеет разгадывать словесные загадки, подтекст. Сборник моих курьезных стихов называется «Молоко от овцы пастору надлежащее».

Ведущий. Творчество И. Величковского лежит на границе двух периодов, четкой границы между которыми не существует. Для первого периода были характерны такие признаки: близость к разговорному языку, употреблению ярких эпитетов, которые вызывают бурные чувства.

Второй период охватывает ІІ половину ХVІІ - начало VІІІ ст. Освободительная война 1648-1654 гг. побуждала поэтов к написанию героических и патриотичных произведений. Особой силы в это время приобрела киево-черниговская ячейка поэтов. Приобрела развитие батальная, панегирическая, эпическая поэзия. Разнообразной была и языковая палитра произведений: они писались на польском (И. Орновский, О. Бучинский-Яскольд), польском и старославянском (И. Величковский, Л. Баранович), старославянском (И. Максимович) языках. Предоставим слово представителям этого периода.

Лазар Баранович

    Вам к татарам безразлично, бьетесь с собой, Хворью Украина болеет тяжелой,-

такими строками я, Л. Баранович, осудил междоусобные войны, которые точились между гетманами за власть после смерти Б. Хмельницкого. В своих произведениях я передал тревогу за судьбу Украины:

    Отец не верит сыну, сын - отцу, бывает, Господин, потуши в Украине огонь, который пылает!

Климентий Зиновьев. А героем моих произведений впервые стал трудовой народ: ремесленники, казаки, монахи, крестьяне, представители разных профессий и слоев. Вот названия моих произведений: «О гончарах: слово стихотворное похвальное», «О плотниках», «О жницах», «О перевозчиках». Важнейшей я считал работу на земле:

    Над всеми ремеслами это - вещь говорю известную - Хлебопашество, удобное мирному всему.
    Так как хотя бы кто хотел золото делать,
    А без хлеба или хотел бы золото укусить.

 

У меня нет ни одного похвального слова в честь сильных мира сего, прославлял я лишь трудящихся, умельцев и их работу. На протяжении жизни я много читал, уважал архитектуру, живопись, музыку, сам умел петь. А больше всего захватывался народными пословицами и поговорками, которых собрал около двух тысяч.

Ведущий. Третий период приходится на ХVІІІ ст. Основные группы стихотворных произведений такие: дидактико-морализаторские, которые развивали идеи христианской морали; духовные стихи, которые воспевали Христа, Богородицу, святых; лирические стихи-песни о социальном неравенстве, любви, разлуке; исторические стихи о борьбе за социальное и национальное освобождение. Авторами были монахи и священники, учителя и студенты, грамотные крестьяне и странствующие дьяки. Именно странствующие дьяки, которые философски смотрели на мир, не впадая в отчаяние, перелицовывали библейские образы и сюжеты на свой порядок, религиозную тематику приспосабливали к земным будничным нуждам. Их произведения носили комический эффект, ведь о будничном, не достойное внимания говорили «высоким штилем», приподнято. Наиболее популярными в то время были такие произведения: «Стих о попе Негребецком», «Плач Лаврских монахов», «Стих о Марке Адском».

5. Словарная работа.

Бурлеск (франц. шутка) — рассказ о серьезном, героическом в сниженном тоне или о будничном в приподнятом, торжественном.

Травестия (от лат. — переодевать) — переработка произведения серьезного содержания в юмористическое. О персонажах героического произведения рассказывается в сниженном (бурлескном) тоне, они действуют в комических ситуациях.

Ведущий. На сегодняшний урок пришел один из таких странствующих дьяков, который прочитает отрывок из произведения «Стихи, говоренные гетману запорожцами на светлый праздник воскресения Христова 1791 года». Это произведение - яркий образец бурлеска.
Чтобы христян не грызли...

Бедная Ева

Одну с древа

Вырвала кисличку, -

Сбыла власти,

Села прясть

На гребне мычку...

За ней там

Бедный Адам

Что-то, говорят,.

Землю копать,

Цепом махать

Бег из рая пропудил.

Христос воскрес,

Советов мир весь,

Дождавшись Божьей ласки.

Теперь-то всяк

Наелся всласть







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Возникновение и развитие стихотворной литературы ч2