Сочинения > По произведениям русской литературы > Врубель “Демон …” Борисов Мусатов “Водоем”
Врубель “Демон …” Борисов Мусатов “Водоем” - сочинение


“Покой”, “свобода”, “бездна” в финале романа “Мастер и Маргарита”
“Покой”, “свобода”, “бездна” в финале романа “Мастер и Маргарита” ч2
От “Великого канцлера” к “Мастеру и Маргарите”: история создания романа “Мастер и Маргарита”



РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ Сходные процессы протекали и в изобразительном искусстве – русском и мировом. В частности, импрессионистичность была общим свойством и литературы, и изобразительного искусства конца XIX века. В изобразительном искусстве импрессионизм оформился как особое течение. В творчестве импрессионистов преобладала техника мелких, точечных мазков; произведения импрессионистов отличались богатством рефлексов, полутонов, цветных теней; живопись импрессионистов была неровной и как бы смазанной, контуры рисунка были нечеткими, композиция произведений фрагментарна. Например, картины Поля Сезанна "Гора св. Виктории", "Курильщик"; Винсента Ван-Гога "Красные виноградники" и другие. В русском изобразительном искусстве начала ХХ века это произведения Константина Алексеевича Коровина "Бульвар в Париже" (1912) и другие. Символизм живописный, как и символизм литературный, обращался к необычным предметам и положениям, необычным, вымышленным существам, героям. Сюжеты художники-символисты черпали из литературы, мифов, истории, больше – из собственной фантазии. Остро ощущая кризис современной им цивилизации, они искали выход в различных верованиях, интересовались исчезнувшими культурами, и там находили они близкие им таинственные, необычные, мистические черты. В произведениях символистов было много неопределенного, неуловимого и невыразимого, едва угадываемого; они наполнены неясными намеками, символическими иносказаниями и предсказаниями. В России – это художники Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870–1905), Михаил Александрович Врубель (1856–1910), Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878–1968), Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), Лев Бакст (1866–1924), Константин Андреевич Сомов (1869–1939), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939). Центральный образ всего творчества М. Врубеля – Демон ("Демон сидящий", "Демон летящий", "Демон поверженный"). Демон Врубеля – существо прежде всего страдающее, вызывающее сочувствие, а не существо отталкивающее (как Люцифер у Данте в "Божественной комедии"). Ведь Демон – носитель зла, это восставший против Бога и затем поверженный ангел. В усилении трагического начала заключается особенность русской трактовки этого образа. Современники видели в его "Демонах" символ судьбы интеллигента-романтика, пытающегося бунтовать, вырваться из безобразной реальности в ирреальный мир мечты, но... повергаемого в грубую земную действительность. См. стихотворение З. Гиппиус "Божья тварь": За Дьявола Тебя молю, Господь! И он – Твое созданье. Я Дьявола за то люблю, Что вижу в нем – мое страданье. Борясь и мучаясь, он сеть Свою заботливо сплетает... И не могу я не жалеть Того, кто, как и я, – страдает. Когда восстанет наша плоть В Твоем суде, для воздаянья, О, отпусти ему, Господь, Его безумство – за страданье1. В "Демоне поверженном" (1902) внимание художника сконцентрировано на лице Демона, на выражении глаз, как всегда у Врубеля больших, приковывающих своим взглядом. Лицо показано в обрамлении мучительно заломленных над головой рук. Тело Демона разбито, но дух не сломлен. Каменистое ложе устлано оперением разбитых, изломанных крыльев. Краски звучат сумрачно, трагично. Преобладают синие, лиловые тона, холодным блеском сверкают снега в лучах угасающего заката. "Демон сидящий" (1890) прекрасен, полон титанической мощи тела, но скован душевной тоской. Тоска светится в его глазах, ощущается в позе, в жестах рук, в сплетенных до боли пальцах – во всем. Пластический язык художника романтически гиперболичен: лепка мускулов преувеличена, фигура написана больше, чем в натуру, и изображена с низкой точки зрения, кажется, что ей тесно в пространстве картины. Верх рамки даже несколько срезает голову гиганта, в кольце рук, обнимающих колени, ему тоже тесно. Кажется, что Демон не в силах скинуть с себя давящую тяжесть, не в силах преодолеть внутреннюю скованность. Его дух томится и страдает, не находя выхода в действие, он мучительно переживает свою отверженность и одиночество. В. Борисов-Мусатов, по определению критиков, "мечтатель ретроспективизма". Художник умер накануне первой русской революции, шагнув в ХХ век, но его произведения – это элегическая грусть по старым опустевшим "дворянским гнездам", гибнущим "вишневым садам", по прекрасным женщинам, одухотворенным, почти неземным, одетым во вневременные костюмы – вне примет времени и места. Композиция "Водоема" (1902) развернута не в глубину, а на плоскости снизу вверх. Почти все пространство холста занимает полуовал водоема, в котором отражаются небо с белыми облаками и стволы деревьев с зеленой листвой. Этот прием использован для того, чтобы создать впечатление зыбкости изображения. С пейзажем гармонично сливаются две женские фигуры, написанные на берегу, с застывшими лицами и безвольно опущенными руками. Очертания фигур как бы повторяют линию водоема и отраженных в воде деревьев, образуя вместе плавный музыкальный ритм. Сюжет предельно лаконичен. Изображенные девушки (сестра и невеста художника) объединены общностью настроения, духовным родством. Этому гармоническому единству способствует колорит, играющий в произведениях Мусатова ведущую роль. Во всем слышна музыка тишины, прощальной грусти. Несмотря на внешнюю красоту, гармонию с миром природы рождается ощущение, что этот мир доживает последние дни. Мотив "Водоема" грустен и пронзителен, как щемящая нота.

Похожие сочинения


“Покой”, “свобода”, “бездна” в финале романа “Мастер и Маргарита”
“Покой”, “свобода”, “бездна” в финале романа “Мастер и Маргарита” ч2
От “Великого канцлера” к “Мастеру и Маргарите”: история создания романа “Мастер и Маргарита”

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Богомолов Иван сочинение
  3. Когда моя мама училась в школе?

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее




ПОХОЖИЕ СОЧИНЕНИЯ