В Герасимюк Исповедь души в стихах современного поэта («мужской танец» «первый снег» «живой огонь») - сочинение

Цель:  ознакомить учеников с жизнью и творчеством О. Герасимюка, осуществить художественный анализ его программных поэзий, определить, каким образом в них воспроизведенные раздумья писателя о полноценном бытии человека, ее духовное наполнение; развивать память, внимание, умение выразительно вдумчиво читать поэтические произведения, воспринимая их содержание, делать взвешенные и основательные выводы, формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство почета к творческому наследству В. Герасимюка, прививать эстетический вкус, любовь к красоте поэтического слова.

Тип урока:     усвоение новых знаний, формирование умений.

Оборудование: портрет Герасимюка, книжная выставка его произведений, фотоиллюстрации «Красота моя, Гуцульщина», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

Организационный момент.

Эмоциональный настрой школьников к уроку

Актуализация опорных знаний

Мини-круглый стол «Внутренний мир художников поэтического слова». Обсуждение вопросов

    Какие чувства пронимают, охватывают мастера слова во время написания произведения? 
    Всегда ли можно отождествлять образ лирического героя и автора в художественной литературе? Ответ обоснуйте, приводя убедительные аргументы. 
    Определите важнейшие, на ваш взгляд, проблемы философской направленности в произведениях писателей. Приведите примеры. 
    Каким образом историческая эпоха находит свое отображение в художественной литературе? 
    На что нужно обращать внимание во время идейно-художественного анализа поэзий? 
    О каком человеке говорят, что она духовно богатая? 
        Что вам известно об аллегории как художественный прием в литературе? С какой целью художника слова используют его в собственных произведениях? 

ііі. Объявление темы, цели урока. мотивация учебной деятельности

IV. Основное содержание урока

В. Герасимюк - аристократ украинской поэзии

И. Дзюба

 Одно знаю, наверное: настоящее творчество

всегда существует в одном экземпляре...

В. Герасимюк

1.  Вступительное слово учителя

Их было мало всегда. Так, для кого поэзия - не просто слова, а стиль на земле. Но не каждый, кто берется за перо - Поэт, и не каждый, кто имеет множество выдающихся книжек, достоин называться им.

В. Герасимюк - современный поэт, автор многих сборников, которые завоевали большую благосклонность читателей. Его произведения в сложной метафорической форме выражают глубинную связь с родным краем, содержат раздумья о смысле человеческого бытия.

2.  Рубрика «Копилка теории литературы»

    экзистенция (от лат.- существую) - внутреннее бытие человека, то непознаваемое, иррациональное в человеческому «Я», вследствие чего она есть конкретной, неповторимой личностью; 
    палимпсест (из грец.) — памятка давней письменности, обычно пергамент, из которого стерто первичный текст и написано новый, сквозь который иногда проступает старик; 
    верлибр, или свободный стих — один из видов стихов, ритмическое единство которых основывается на относительный синтаксической завершенности строк (предложений) и их интонационному сходству. Верлибр не делится на стопы, строки его имеют разное количество ударений, произвольно расположенных. Не использует рифм, поэтому не делится и на строфы. 

3.  Василий Дмитриевич Герасимюк (родился 18.09.1956 г.).
Литературная экскурсия «Страницами жизни и творчества В. Герасимюка»

Мероприятие сопровождается фотоматериалами из жизни художника, иллюстрациями «Виды Гуцульщини».

Страница 1. Семья - репрессированные переселенцы.

В. Герасимюк родился 18 августа 1956 г. в городе Караганде в семьи репрессированных Дмитрия и Марии Герасимюков, вывезенных из родного села Прокурава в товарняках, под конвоем, вместе с тысячью других «пособников бандитских формирований». За три года до рождения Василия его родители «согласились» на пожизненное поселение в Казахстане, что и удостоверили подписями на бумагах, которые легли в картотеку карательных органов.

О знакомстве родин своих родителей сам Герасимюк рассказывает: «Вот возьмем мой стих «Родственная хроника», там написано все, как происходило на самом деле. Как моя бабушка - мать отца - познакомилась с моей мамой. В Карпатах они жили на разных этажах, а в том бараке вышло, что одни нары были сверху, а вторые снизу. И вот на нижних - мой отец со своей матерью, они попали туда через отцовского брата, а на верхних - моя бабушка, моя мама и еще ее младшая сестра сожгли...»

Один из Василевых дедов был командиром украинских сечевых стрельцов, другой - командиром УПА. Последний вдоль определенного времени отбывал заключение в одном лагере с Иосифом Слепым.

«Но после сенсационного двадцатого партсъезда ситуация в империи начала кое-что изменяться, и я с родителями возвратил в Украину,- упоминает поэт.- Как мне рассказывали, я сильно болел. К другим болезням приобщился коклюш. Я не мог спать, запыхался от кашля. Тогда мать брала меня на руки и выносила утром на берег горного потока. Там я засыпал. После обеда шла со мной в лесу. Настой на хвое горный воздух вливался в мою детскую грудь, и кашель понемногу отступал. Так материнская любовь и Карпаты спасли меня от смерти».

Страница 2. Формирование будущего поэта.

В селе Прокурава на Косивщине Ивано-Франковской области прошли детские лета Василия. Именно здесь испокон века жили художники - живут они там и сегодня - резчики, музыки, вышивальщицы, ткаче, скорняки... Возле Прокурави раскинулись Брустури, где можно услышать наилучшую на Гуцульщине тройственную музыку; здесь не только играют, а и самые делают инструменты, которые разговаривают всеми голосами Карпат. Нет сомнения, которое художественное мировоззрение В. Ге-Расим'юка возникло в голосах брустурских цимбалов и прокурав-ских свирелей, в дивах гуцульских ковров и вышитых сорочек, в загадочном и щемящем миру нашего карпатского народного искусства. Как говорит поэт, его дед «птицы вырезал», а мать вышивала «отвесные узоры». Писать Герасимюк начал еще в школьные года. Его стихи попали на страницы литературных журналов, быстро привлекли внимание читателей. По окончании филологического факультета Киевского государственного университета им. Т. Шевченко Герасимюк работал в издательствах «Молодежь» и «Днепр».

Первые поэзии художника хвалили и учителя Коломийской средней школы, где учился Василий Дмитриевич, и работники местных газет. Художник будто родился с тревожным недоверием к своему таланту, он неустанно искал, как ему казалось, нового проявления для своих замыслов.

Поэту болит судьба высокого искусства, среди которого возрастал и цену которому понимает. Поэтому, стараясь постичь тайну ковров Прасковьи Танасийчук (таинственное искусство народной мастерицы, гуцульской колдуньи стало символическим рождением лирического героя, его души, мировоззрения, отношение к жизни и восприятие красоты) возвеличить ли подвиг мастера, который сделал деревянный самолет и разбился на нем, заявляет:

    Я напишу такие стихи,
    от которых усохнут руки гуцулу,
    если он будет делать
    50 сувениров каждый день!

Страница 3. Творческий задел писателя.

Влюбленность в Гуцульщину ощущается в каждом стихи В. Ге-расимюка. Из той влюбленности он возникает как творец, именно она формирует независимость его поэтики. Формирование личности происходило в родном крае, где соединились язычество и христианство, которые писатель в своем духовном опыте не отделяет.

«Пихты» (1982) - первый поэтический сборник, в котором он совершал собственное первооткрытие Карпат как мира особого сожительства природы и человека; интимизацию этого мира.

«Потоки» (1986). Название сборника не произвольное: потоки - одна из тех стихий, которые создают величественный, грозный и очистительный космос Карпат («высокие потоки» - символ и беспощадной, и животворной текучести и  преходящего).
«Космацький узор» (1989). В ней нашло выход и то, что нагромождалось в души, планировалось раньше, откликаясь разбросанными в пространстве голосами,- и то, что вызревало в атмосфере общественного подъема 80-х.

«Дети трепеты» (1991) – самый драматической сборник в творческом наследстве В. Герасимюка прошлого десятилетия. К ней вошли стихи, писаные преимущественно в период подъема национально-демократического движения, когда составлялись объективные и субъективные предпосылки для получения овеянной мечтой государственной независимости Украины.

«Осенние псы Карпат» (1999) - своеобразный итог творческого пути поэта. Сборник имел подзаголовок «Из лирики 80-х», хотя содержала кое-что из 90-х.

«Август за старым стилем» (2000) - своеобразное дополнение к «Детям трепеты», как возвращение к себе младшего.

«Поэт в воздухе» (2002) - вершина своего самовыражения поэта - его свободы. За этот сборник В. Герасимюк получил национальную премию Украины им. Т. Шевченко.

«Была такая земля» (2003) - название к этот сборник взят из уже прежде созданной - «Потоки», новое собрание произведения кое-что расширено: как потерю не только традиционных представлений, а и самого мира, что эти представления порождал.

«Папоротник» (2006) - эта книжка состоит из двух разделов. Первый - «Сухая резьба» - поэзий последнего времени. Ко второй - «Черные ребята» - вошли отдельные произведения и фрагменты с написанного преимущественно в последней четверти прошлого столетия. В сборнике органически объединенные новые произведения и лучше из задела художника, который давно стало неотъемлемой частью современной украинской поэзии.

Страница 4. Особенности творческого мастерства

Поэтический мир В. Герасимюка отбивает неразрывная связь автора с его родным краем - Гуцульщиной. Художник обращается к разным проявлениям народного бытия. Его захватывает духовная красота украинских горцев, он проникается их проблемами, старается посмотреть у глубь народной души. В этом поэте помогает доброе знание народных обычаев, верований.

В творческой манере художника ощущается желание соединить опыт духовной жизни украинского народа с общечеловеческими культурными достояниями. Поэзии художника удостоверяют его значительный интеллектуальный потенциал, склонность к философским раздумьям. Характерной особенностью художественных поисков Герасимюка выступает объединение христианской духовности с давними гуцульскими верованиями.

Поэт выступил продолжателем традиций верлибра в украинской литературе, показал себя в этом настоящим мастером. К нему верлибр с успехом использовали Леся Украинка, И. Франко, П. Тычина, Г. Рыльский, другие известные художники слова. Такой стих отобразил формирование определенного поэтического мировоззрения, способного отобразить жизнь во всей его сложности и побежалости. Именно верлибр как можно лучше подходит для воспроизведения самобытного мировоззрения Герасимюка, тесно согласованного с старыми гуцульскими представлениями о человеке и окружающей среде.

Изображая глубинное единство своего лирического героя с людьми, обычаями, природой гуцульского края, Герасимюк утверждает мысль об особой роли, которую в жизни каждого сыграет малая родина. Неразрывная связь с родительной традицией совсем не мешает ему свободно чувствовать в мировой культуре. Обращаясь к мировым образам и мотивам, поэт оригинально и художественно убедительно раскрывает их новые грани в национальном духовном контексте.

Страница 5. Точные высказывания В. Герасимюка (краткий их комментарий)

Вера: «Вера помогла моим родителям выжить, ведь они десять лет провели в Караганде. Вера у Спасителя помогла им, как и тысячам тысяч моих земляков. Моя вера - это не вера интеллектуалов. Она напоминает быстрее веру первоначальных христиан, фантастическую веру, которая заставляла повстанцев УПА, юных девушек, подрываться на минах. Эта вера не подлежала сомнения и принималась без возражений. Более всего боюсь Бог - меня так воспитывали».

Характер: «Мои гуцульские стихи в значительной мере обусловлены особенностями характера: я не могу поверить себе, пока не ощущу прямого сращения текста с реальностью. У меня все реальное. У меня нет ни одной выдумки, а моя фантазия начинает работать лишь после столкновенья к реальности.

Формирование личности происходило в таком крае, где соединилось язычество и христианство».

Стихи: «Реакция на стих должны быть на сенсорном уровне, а если такой реакции нет, то все другое не имеет смысла. Можно стихи расшифровывать при желании. А ни - это воспринимайте мой сборник на интуитивном уровне».

Язык: «Поэт — это язык; язык наполовину делает поэзию самостоятельной. Ведь язык - это не только средство общения, это что-то более глубинное... национальное... Языковой вопрос в Украине - это то, что в самом деле наболело, и решать его треба решительно, методами УПА! Тогда будут и украинские книжки, будет и народ, и все другое!»

Иметь: «Мы в Украине боготворим образ Матери. Это прекрасно - молиться к матери. Может, этим мы и отличаемся от сдачи мира».

Мировоззрение: «…я лишь выясняю проблемы мировоззрения: ведь всегда треба на что-то опираться. В творчестве я сталкиваюсь с верхним миром, завещанием... В общему здесь речь идет о гуцульском симбиозе язычества и христианства.

Эти ветхозаветні даже не сюжеты, а схемы я пропускал через свое восприятие, ощущение».

Стихия. «Воздух - названная стихия в книжке. Кроме нее есть еще три неназванные - вода, огонь и земля. И хотя книжка посвящена не стихиям, а поэту, однако акцентировано ее именно на стихии воздуха. Все витает в воздухе.

    Я отдал дань и другим стихиям, когда писал:
    «огонь - мой ангел», а «вітре - демон».
    Авторитет: «Авторитеты в литературе — П. Тычина, Б.-И. Ан-Тонич, В. Забаштанський, Л. Талалай...»

Поэзия: «Поэзия — это искусство. Такое большое, как музыка. В отдельных своих образцах поэзия становится высшего от музыки, хотя высшего от музыки, кажется, нет ничего».

 Страница 6. Творческие достижения. Деятельность длится...

В. Герасимюк - ведущий литературной радиопрограммы «На границе тысячелетий». На первом Всеукраинском кинофестивале в 1991 году показывали фильм, снятый за сценарием Герасимюка - «Нам звоны не играли, когда мы умирали». Фильм задумывался под другим названием: «Сорок седьмой». Именно тогда сотни УПА велели тяжелые бои с войсками НКВС в Карпатских лесах. В частности, и кругом Кос-Мача - одного из наибольших украинских сел. В. Герасимюк считает, что это был более сложныйпериод в жизни нашего народа, чем даже казацкие пор. Откуда брались силы, чтобы оказывать сопротивление таким сильным и страшным режимам, которыми были гитлеровский и сталинский. Большей частью то были сельские ребята и девушки, которые дальше Косава или Коломыи ничего не видели. Платили своим молодым жизням, чтобы жила посреди нас, украинцев, идея независимости.

Василий Дмитриевич создал в своей поэзии собственную азбуку символов, вычитав их в четырех стихиях. Стихия воздуха - это там, где находится поэт, это наше настоящее время. Слово - тоже стихия, поэзия - общий язык прошлого и будущего. Азбука символов В. Герасимюка: Вера, Характер, Стихе, Язык, Маты, Мировоззрение, Стихия, Авторитет.

В. Герасимюк - лауреат Национальной премии Украины имени Т. Шевченко 2003 г., литературных премий им. П. Тычины, В. Сві-Дзинського, премии «Князь росы» им. Тараса Мельниченка и еще нескольких престижных отличий. Он член НСПУ и АУП. Его поэзия переведена 20 языками мира.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > В Герасимюк Исповедь души в стихах современного поэта («мужской танец» «первый снег» «живой огонь»)