В Голобородько «Аист» Образ родного дома пути лирического героя - сочинение

Цель: раскрыть идейно-художественное содержание фрагмента из поэмы В. Голобородько «Аист»; охарактеризовать образы произведения (родного дома, пути, лирического героя, аиста); развивать культуру связной речи, творческое воображение, логическое мышление, память, умение рационально использовать учебное время; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство уважения к творчеству В. Голобородько, любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет В. Голобородько, выставка его поэтических произведений, наглядность и информация об аистах, дидактическом материале (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

Какие ноги, такой нос, По болоту ходит везде, Дом на доме имеет, Жабам счет знает.

(Загадка. Аист).

Мастер этот появился рано, На крыше и без кирпича, и без крана Дом себе построил.

(Загадка. Аист).

1. Вступительное слово учителя.

Какая прекрасная наша Родина! В любую пору года она ласкает глаза то яркими красками лета, то золотом осени, то сказочной красотой зимы, то буйным цветением весны. Но самый лучший уголок природы остается мертвым, если его не оживят птицы.

На территории нашей области насчитывают 190 видов птиц, три из них занесены в Красную книгу Украины. По подсчетам ученых, за последние 300 лет на  нашей планете исчезли 94 вида птиц. И от нас с вами зависит, пополнится ли эта печальная статистика. Именно поэтому ежегодно 1 апреля отмечают Международный день птиц.

Итак, давайте и мы сегодня скажем слова о тех, которые преодолевают тысячи километров через моря, океаны на пути к нашей земле, к родным гнездам.

Скажем, так как они того достойны.

Наш край издавна назывался аистовым. Возможно, это потому, что на соломенных крышах наших предков любили мостить свои гнезда аиста.

Посмотрите на эту птицу, когда она стоит в гнезде. (Обзор рисунков и фотоматериалов об аисте). Спокойно, словно хозяин, осматривает двор, гнездо, пристально охраняет жену, а потом - и молодое потомство. Нам уютно и хорошо, когда где-то недалеко клокочут аисты.

А как еще по-иному называют пернатого друга в разных районах Украины? (Аист, бусол, гайстер, веселик).

Имя этой птицы связано со множеством легенд. Вот некоторые из них.

2. Легенды об аисте.

2.1. Давно это было, когда на украинскую землю нападали орды кочевников. Налетали, поджигали дома, выгоняли скот, забирали в плен женщин и детей. А малышей бросали на произвол судьбы на пожарищах. Это увидели аисты и стуком клювов начали звать казаков на помощь. Но далеко были казаки, не услышали птиц. И тогда птицы подхватили на крылья заплаканных малышей, поднялись высоко над землей. Услышали своих детей казаки и бросились настигать врагов, а аисты кружили над ними, указывая дорогу. Догнали казаки завоевателей и порубили. И с того времени аистам в Украине всегда рады.

2.2. Враги напали на город и осадили храм, в котором искали спасения жители. Одна женщина увидела возле колокольни аиста. Протянув ему спеленатого грудного ребенка, начала умолять: «Аист - сердечко, спаси его». Услышал аист, подхватил грудного ребенка и спас от неминуемой гибели. Вывод. Возможно, поэтому в народе сложилось поверье о том, что аисты приносят детей. Именно поэтому дети, увидев аиста, кричат: «Бузько, бузьку, принеси мне Маруську!».

3. В. Голобородько и его «Птичья антропология».

Поэзия Василия Голобородько предоставляется для того, чтобы ее бессмысленно любили или же люто ненавидели,- но, во всяком случае, это должно быть чрезвычайно сильное чувство.

В. Голобородько выводит из обычного уюта на ослепительный дневной свет такие черты в человеке, о которых он нередко и не догадывается, а чаще притворяется, что не догадывается. Он проникает в глубочайшую трущобу подсознания, выворачивает их внутренностями наружу.

Василий Голобородько - поэт национального страха. Тематически и психомотивно его произведения рождаются из хронической для украинской ментальности конфликта народнопесенного, мифологической основы детской, неиспорченной наслоениями цивилизации души с цинизмом окружающего мира. В конце концов, это бесконечные конфликты добра и зла, Духа и тела, Бога и Сатаны, которые собственно и находятся в подножии поэзии. Это семантика вечного страха бытия, страха рождаться и страха умирать...

На первой взгляд, «Украинские птицы в украинском виде» производят впечатление деланных текстов.

Очевидно, таки не о птицах рассказывает нам Василий Голобородько, а о мистических глубинах, которые чаяться в нашем - человеческом языке, в наших - человеческих ритуалах.

Выдающийся антрополог Клифорд Гирц в свое время с блеском описал церемонию петушиных боев на индонезийском острове Балу. Оттолкнувшись от популярнейшего в тех краях ритуала, он в самом деле подал развернутую картину обычаев, психологии, социальных и экономических основ этого народа. Так же и Голобородько, взяв за основу «птичьи» поверья и обычаи, рассказывает миру об украинцах, предоставив своим наблюдениям еще и естественную для нас поэтическую форму самоощущения и самоосмысления. Я не приду в изумление, если другие народы, захотев как можно больше узнать о нас, переведут себе не развесистые научные трактаты, а именно эту поэтическую книжку. По крайней мере из нее они не просто немало узнали бы, но смогли бы и немало ощутить. И - услышать. Так как что не говорите, люди таки склонны воспринимать друг друга на уровне ощущений и чувств. И может, оно и лучше...

4. Идейно-художественный анализ произведения В. Голобородько «Аист»

4.1. Выразительное и осознанное чтение поэтического произведения «Аист».

4.2. Тема: рассказ об аисте, о происхождении названия этой птицы у разных народов и о наблюдении людей за этой птицей, связывая его со своей жизнью, деятельностью.

4.3. Идея: прославление любви к природе, в частности к аисту; уважительное отношение ко всему живому; умение и стремление объясниться со вселенной.

4.4. Основная мысль: аист, как и человек, имеет свою жизнь, заботы, хлопоты, радость и горе; доброжелательное отношение человека к аисту является ручательством его счастливой жизни.

4.5. Жанр: поэма, написанная свободным стихом.

4.6. Особенности произведения:

• связь произведения с устным народным творчеством (приметы, поговорки, пословицы, загадки...);

• воспроизведение связи жизни человека и аиста;

• этимологическое происхождение слова «аист» в языке разных народов.

4.7. Композиция.

Поэма состоит из двух частей, каждая из которых связана с описанием образа жизни аиста и человека. Аист делает гнездышко, ухаживает и воспитывает аистят, приучает к взрослой жизни - все прослеживается на протяжении произведения.

4.8. Обсуждение содержания произведения с вопросами:

• Почему В. Голобородько не нравится то, что во внешности аиста есть черный цвет?

• Какую загадку предлагает автор об аисте?

(...И, кто ест жаб, Ты - жабоед...»).

• О чем свидетельствует то, что аист имеет несколько названий не только на территории Украины, а и за ее пределами?

• Почему на турецком языке слово «аист» является обидным для детей?

(«И, кто имеет имя похожее на восклицание «еле-леи», которым дети дразнят других детей, когда у них случайно становится заметным то, что обычно скрывается в штанишках»).

• Как венгры и поляки называют аиста? (Венгры - гагув, гагив; поляки - бацан, боцок, боцюн...).

• С чем связано обращение людей к аистам, чтобы птицы строили гнезда именно в их селе, а не в другом?

• С какими словами обращались дети к аисту, чтобы птица остановилась именно в их селе?

    (Аист, аист-папа,
    выстрой у нас добрую хатку,
    и выведи деток...
    и ставок, и мельничка,
    и лука грядку...
    еще и вишневенький садок...).








Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > В Голобородько «Аист» Образ родного дома пути лирического героя