В Чемерис «Византийский конь» Особенности названия произведения - сочинение

Цель:     обработать содержание 7, 8, 9 разделов повести, выяснить особенности названия произведения, проанализировать легенду о золоте; развивать логическое и творческое мышление, наблюдательность, внимание, память, умение обосновывать и доказывать собственную точку зрения, формировать эстетичный вкус у школьников; воспитывать чувство любви к природе, ее красоте; прививать интерес к историческому прошлому родного края.

Тип урока:      комбинированный.

Оборудование: портрет В. Чемериса, разноцветные иллюстрации с видом Днепра, ученические рисунки к произведению; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

1.  Представление учениками своих рисунков к произведению с соответствующим комментарием.

2.  Составление учениками плана к характеристике образа Днепра.

Ориентировочный план

 

1.  Историческое прошлое на Днепре.

2.  Красота реки.

3.  Легенды, которые связаны с Днепром. О: а) братьях-богатырях; б) чайке Марьяне; в) витязе славянском и чужинском; г) византийском коне.

4.  Днепр и окружающая среда: а) богатство реки; б) климат возле водохранилища; в) место для отдыха.

5.  Днепр - любимец украинцев.

III. Актуализация опорных знаний.

Интеллектуальная игра «Лучший знаток текста В. Чемериса “Византийский конь”».

Класс распределяется на две группы, выбираются капитаны. На протяжении 5-7 минут команды должны разгадать кроссворд, который им предлагается.

Выбирается состав жюри, которое будет контролировать ход игры, будет определять победителя.

Для первой команды

По горизонтали: 1. Птица, в которую превратилась Марьяна. (Чайка) 2. Остров, куда приехали герои произведения на отдых. (Махортет) 3. Кем был возлюбленный Марьяны? (Лоцманом) 4. Третий порог реки. (Ревущий) 5. Возлюбленный Марьяны. (Петр) 6. Название хитрого и коварного камня в воде. (Пуговица) 7. Имя сына героя, который приехал на отдых на Днепр. (Ярослав).

По вертикали: 1. Автор произведения «Как стать счастливым». (Чемерис).

 

Для второй команды

 
  	1 	  	  	8 	  	  	  	  	  	 
  	2 	  	  	  	  	  	 
3 	  	  	  	  	  	  	  	  	 
  	  	4 	  	  	  	  	  	  	 
  	5 	  	  	  	  	  	  	  	  	 
  	  	6 	  	  	  	  	  	 
7 	  	  	  	  	  	  	  	  	 

По горизонтали: 1. Что было построено в Запорожье в 1932 году? (Днепрогрэс) 2. В Днепр вливалась с левой стороны река с поэтическим названием... (Ворона) 3. Запорожец, о котором упоминается в легенде о золотом коне. (Подкова) 4. Прибор, с помощью которого герои произведения ловили рыбу. (Спиннинг). 5. Возле какого села было любимое место леща? (Валахское) 6. Транспорт, который быстро двигался по воде. («Метеор») 7. Первый порог реки. (Казацкий).

По вертикали: 8. Жанр произведения В. Чемериса «Византийский конь». (Повесть).

IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности.

V. Основное содержание урока.

Конь и ночь – сказочные товарищи.

Казак живет не тем, что есть, а тем, что будет.

Народные пословицы.

1. Особенности названия произведения.

В основе названия произведения - легенда о золотом византийском коне. Эта легенда даже публиковалась в областной печати.

Произведение рассказывает о событиях исторического прошлого (1575 г.- запорожцы под булавой Ивана Подковы осуществили поход на быстрых чайках по Черному морю в Турцию).

1.1.Выразительное чтение легенды. 

1.2. Тема: рассказ об истории нападения запорожцев под булавой Ивана Подковы на турецкую крепость Синоп, в результате которого освободили пленников и получили византийского золотого коня. 

1.3. Идея: возвеличивание казацкой мудрости, мужества, изобретательности, решительности, умение ценить культурные достояния. 

1.4. Основная мысль: Дед-Порог прибрал к рукам своим золотого коня — памятку о выдающихся временах прошлого. 

1.5. Композиция. 

Экспозиция: поход казаков на Турцию, чтобы освободить украинских пленников.

Завязка: золотой византийский конь попал в руки казаков.

 

Кульминация: не уберегли казаки золотого коня — пошел он на дно Днепра.

Развязка: жители прибрежных сел, иногда слышат в темноте и в грозовой день ржание над Днепром.

1.6.    Беседа с вопросами.

    О каких исторических временах идет речь в легенде? («Года 1575-го запорожцы под булавой Ивана Подковы (того, который, со временем станет молдавским хозяином) на быстрых чайках прошли Черное море и появились возле его турецких берегов. Было осуществлено успешное нападение на крепость Синоп и освобождено много наших пленников»). 







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > В Чемерис «Византийский конь» Особенности названия произведения