В Чемерис «Византийский конь» Особенности названия произведения ч2 - сочинение

Какой была история о золотом коне? («Будто бы сто двадцать два года назад турки, захватив Константинополь, вывезли из дворца византийского императора две статуи золотых коней. Один золотой конь со временем пошел на чеканку золотых монет, а второй уцелел и попал в руки запорожцев»).
Чем удивил конь запорожцев? («Его привезли на Сечь. Собралось казачество на чудо такое, на коня золотого. А он стоял на площади сечевой, как живой, и золотыми глазами смотрел на своих новых хозяев. И хотели было казаки порубить коня, а золото между собой поделить, но ни у кого не поднялась рука такое чудо уничтожить»).
Почему казаки решили десятую часть своей добычи отдать Межгорному Спасу? («Находился он под Киевом и был для запорожцев госпиталем, а для старых — домом последним. Итак сечевики отсчитывали в казну монастыря десятую часть своей добычи. И коня тоже решили монастырю подарить»).
Объясните название царя и бога каменных страшил Днепра. («...Ужасный Ненасытец, что вечно был ненасытным и все алкал жертв. Ревущим еще его звали (так как ревище возле него клекотало такое, что и голоса человеческого не слышно было!), или еще - Дедом-Порогом»).
Что помешало казакам переправить в Киеву золотого коня? («И пройти Ненасытца не посчастливилось... Где-то и ныне лежит на днепровском дне золотой византийский конь. Поднял Ненасытец на своих ревущих бурунах казацкую лодку с драгоценным грузом и бросил его в свои бездонные закрома. А то, что брал Дед-Порог - лодки там, сокровища какие или человеческую душу,- назад уже не возвращал»).
Как жители прибрежных сел, трактуют лошадиное ржание над Днепром? («Может, Дед его в ночку темную, или грозовой день выпускает пастись на луга или, оседлав золотого коня, скачет берегом - проведывает затопленных, на днепровском дне товарищей своих...»).

1.7.    Дополнительный материал. (Историческая справка о казацком кошевом Иване Подкове).

Третьим знаменитым казацким кошевым был Иван Подкова. Он отобрал у Турции Молдавию и стал властителем Молдавии. Турецкий султан пожаловался польскому королю Стефану Баторию, который как велит схватить Подкову, то турки пойдут воевать. Польшу Король не собирался оспаривать у Турции и приказывал украинским воеводам, чтобы поймали атамана Подкову. Воеводы не хотели воевать с казаками, поэтому прибегли к ухищрениям. Когда Подкова возвращался с большой добычей на Украину, прибыл к нему воевода из Брацлава и стал его уговаривать.

- Езжай к королю и извинись за все, и вероятно он простит тебе, что ты зацепил турок без его ведома. Ты рыцарь, а король любит рыцарей.

Иван Подкова послушался и поехал в Варшаву к королю. А королем польским был тогда, как уже известно Стефан Баторий. Он в самом деле любил рыцарей-запорожцев и желал из них образовать сильную страну для восточных границ Речи Посполитой, чтобы защищаться от турок и татар. Он был зависим от Турции, а султан Амурат ІІІ потребовал, чтобы Баторий подверг наказанию Подкову.

И король, не желая входить в войну с могущественной тогда Турцией, велел подвергнуть наказанию Подкову смертью. Когда Иван Подкова прибыл во Львов,- весной 1578 года - здесь его арестовали, и на основании королевского приказа отрубил палач голову смелому атаману на львовском рынке, в присутствии посла Ахмета.

Очень много польских выдающихся людей того времени осудили короля, который так сурово обошелся он со знаменитым казацким атаманом.

Еще по нынешний день вспоминает украинский народ об Иване Подкове и в песнях поет о его страшной смерти, а Т. Шевченко превознес знаменитые подвиги этого героя в прекрасной поэме «Иван Подкова».

2. Работа над содержанием 7, 8, 9 разделов повести. Беседа с вопросами.

7 раздел.

    Чем любовались герои произведения во время утренней рыбалки?
        Как в лагере описано солнце? («И вот розовая полоса блекнет, белеет, и из-за левобережной кручи вытекает солнце. Карминовое. Торжественно-спокойное и какое-то будто аж не наше, не земное»).
        Чем четырехпалубный туристский пароход отличался от «Ракеты» и «Метеора»? («Как медленно, загребая впереди себя воду, снует эта громадина - такая нетипичная на Днепре в эпоху скоростных «Ракет» и «Метеоров»).
        Чему радовался герой во время рыбалки? («Глубина такая, что сразу и ощутить не могу, есть ли там что... И только, раз несколько крутнув катушку, ощущаю, как что-то живое бьется на том конце лески. Вытягиваю - плитка»).
        Какой была пойманная рыболовом сплетня? («Будто из старинного серебра. И какая сплетня - двадцать пять сантиметров длиной! Сроду таких не ловил!»).


8 раздел.

Кого называют лещатниками? («Тех счастливцев, которые ловят лещей»).

Каким образом движется рыба в воде? («...Ходит вдоль днепровских берегов»).

От чего зависит ловля рыбы? («...Рыба по-настоящему начинает ловиться после десяти часов утра, как появляется течение (это зависит от работы Днепродзержинской ГЭС).. Уже знаем, что в выходные клев всегда хуже (падает уровень воды), что лучше ловится в понедельник (вода прибывает), еще лучше во вторник и совсем хорошо в среду, четверг и пятницу...»).

Какую рыбу любил ловить Ярослав? («...Ловил окуней. Из всех представителей рыбьего царства на Махортете надежнее берет окунь. Он всюду жадный и непереборчивый, а на Махортете особенно. Тем не менее, и на Махортете он сам не придет, его надо суметь поймать и знать те места, где он любит разбойничать»).

Каким был процесс ловли рыбы у Ярослава? («С раннего утра и до темного вечера маячит Ярослав на той скале, и позвать его оттуда удается разве что во тьме. Там у него постоянно находится в работе несколько спиннингов и удочка. Чтобы более мягко сидеть, простлана куртка, стоит котелок с живцами, лежат коробки с запасными крючками и жилками, ножницы, что-нибудь из пищи, а большей частью сухари, баклаги с водой, резиновые сапоги и разная мелочь. Появившись утром на скале, Ярослав начинает с ловли живца...»).

Что интересного вы узнали из произведения о бычке-бобыре? («Кого кого, а бычков в Днепре очень много, и где бы ты не закинул удочку, они всюду цепляются на крючки. А сколько икры ценных рыб уничтожают эти маленькие разбойники!) А ловить их — проще простого...»).

9 раздел.

Как автор произведения характеризует леща? («Тем не менее, лещ — рыба осторожная и сразу не бросается на наживку. Он покрутится вокруг нее, убедится, что здесь безопасно, что ему ничто не угрожает, а тогда уже и поднимется к обольстительно-ароматной приваде...»).

Каким образом лещ смакует наживку? («А подходя к прикорму, натолкнется на червяка, который шевелится на придонном течении. Ком отдать предпочтение — каше или мясу (червяку) — лещ и колебаться не будет: конечно же, червяку. Осторожно возьмет его в рот и пробуя на вкус, начнет чавкать своими толстыми губами, которые от удовольствия вытянутся в трубочку»).

Как реагировал лещ, когда попал на крючок спиннинга? («Вот он уже на поверхности, опомнился, проснулся — куда же это меня тянут? Пошел по кругу, как он буйно пошел по кругу...»).

Есть ли вероятность сорваться лещу со спиннинга? Ответ мотивируйте, ссылаясь на текст произведения.

 

VI. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

7    раздел.

1. Рыба в воде герою произведения кажется:

а) серой; б) черной; в) весьма медленной.

2. Чем были очарованы рыбаки утром, находясь в лодке?

а) Сиянием Днепра под солнцем; б) кружением чаек над водой; в) плеском рыбы.

    Патриархом днепровских глубин считают: а) леща; б) карпа; в) подлещика.
    Какое художественное средство использовано в фразе: «...утренняя звезда разворачивается»?

а) эпитет; б) метафора; в) сравнение.

5. Утреннее солнце вытекало:

а) и предвидело непогоду; б) торжественно-спокойное; в) из-за густых туч.

6. На верхней кормовой палубе парохода можно было увидеть:

а) трудолюбивых матросов; б) десяток человек, которые двигались под музыку; в) флаг желто-голубого цвета.

    В. Чемерис называет четырехпалубный туристский пароход: а) призраком; б) великаном; в) громадиной.
    Сплетня, которую поймал герой произведения, была будто из:








Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > В Чемерис «Византийский конь» Особенности названия произведения ч2