Героиня пьесы «Шутники» Анна Павловна - сочинение

О высоком общественном назначении театрального искусства неоднократно говорил и Гоголь. Театр он называл кафедрой, «с которой можно много сказать миру добра».

В статьях, посвященных русской драматургии, русскому театру, замечательным русским артистам, Белинский и Гоголь обосновали ведущие принципы реалистического театрального искусства. Эти принципы ярко воплотились в игре Щепкина. «Он создал правду на русской сцене, — писал о нем Герцен, — он первый стал нетеатрален на театре...»

 Белинский ставил в заслугу Щепкину демократизм его искусства: «Торжество его искусства состоит... и в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса». 3 Однако если в литературе к 50-м годам твердо установилось реалистическое направление, то в театре ведущее место занимали далекие от жизни переводные пьесы, мелодрамы и водевили. Из пьес русских авторов поощрялись только те, в которых провозглашалась мудрость и мощь самодержавия, единство народа и царя. К их числу прежде всего следует отнести пьесы Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», «Генерал-поручик Паткуль» и другие. Между тем в 40 — 50-е годы состав зрителей значительно изменился. Если раньше публика была преимущественно дворянской, то теперь в театр потянулось купечество, чиновничество, демократическая интеллигенция, учащаяся молодежь. Чтобы дать некоторое представление об этой новой публике, учитель может показать учащимся рисунок Р. К. Жуковского «Разъезд из Александрийского театра».1 Перед нами откровенно зевающие купцы, подвыпившие, пристающие к женщинам чиновники, два горячо спорящих театрала. Разумеется, эстетические вкусы значительной части этой публики были примитивны, однако все отчетливее становится её желание увидеть на сцене современную Россию, увидеть самих себя. Очевидно, именно с этими потребностями связано закрытие в Москве в 1853 году французского театра. Публике нужен был свой, русский театр, своя, отечественная драматургия. Таким драматургом и явился Островский.

Драматургия Островского оказала самое непосредственное влияние на русское театральное искусство. Школу Островского прошли десятки, сотни артистов, в том числе А. Е. Мартынов, Н. X. Рыбаков, П. А. Стренетова, несколько поколений Садовских, Турчаниновых, Рыжовых.

Рассказ о трагедии женщины, выходящей замуж без любви, — традиционная тема русского искусства. Достаточно вспомнить русские народные песни и песни Кольцова, повесть Пушкина «Дубровский», стихотворение Некрасова «Свадьба» и т. д. Во второй половине XIX века эта тема ставится по-новому. В буржуазном обществе брак все в большей степени начинает напоминать торговую сделку. И это находит отражение кар; в пьесах Островского, так и в картинах ряда художников.

Героиня пьесы «Шутники» Анна Павловна, чтобы обеспечить своего отца, дать счастье горячо любимой сестре, выручить из беды жениха, жертвуя собой, решает выйти замуж за деспотичного старого купца Хрюкова. «Бедная невеста» Марья Андреевна по настоянию матери выходит замуж за нелюбимого, духовно чуждого ей человека, чиновника-взяточника Беневоленского. «Слёзы, слёзы... вечные слёзы... чахотка, не живши, не видевши радостей жизни» предсказывает один из героев пьесы её будущее:

Пьеса кончается разговором женщин, пришедших посмотреть на свадьбу:

    Одна из толпы. Эта, что ль, невеста-то?
    Старуха. Эта, матушка, эта.
    Женщина. Ишь ты, как плачет, бедная.
    Старуха. Да, матушка, бедная: за красоту берет.

Слово «бедная» употреблено в диалоге в двух значениях — необеспеченная и несчастная — и в этой игре слов заключен глубокий и горький смысл. В мире собственников счастье женщины зависит от её материального положения.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Героиня пьесы «Шутники» Анна Павловна