Герои и время в литературе XIX века - сочинение

XIX столетие — золотой век нашей литературы. В это время на свет появилось огромное число талантливых и серьезных произве 
дений. Герои этих книг столь же разнообразны, сколь многочисленны. Видимо, само время рождало таких непохожих героев. Каждый из них — сын своего бурного, полного перемен века.
Было бы странным в числе первых не вспомнить роман Лермонтова «Герой нашего времени», ведь его заглавие практически совпадает с темой сочинения.
Лермонтов в предисловии к роману говорит о том, что Печорин является воплощением всех пороков современного ему общества. Хотя общество его не понимает, но парадоксальным образом он является его порождением. Герой произведения вообще парадоксальная личность, раздираемая внутренними противоречиями.
Главная беда Григория Александровича в том, что ему скучно жить. Все, что он делает, он делает в поисках остроты ощущений. Отсюда и похищение Бэлы, и история с контрабандистами, и любовное приключение с княжной Мери. Печорин слишком пресыщен, слишком хорошо знаком со всеми сторонами жизни. А его тонкий ум, его жадная к жизни натура требуют новых ощущений, которых в том обществе, к которому он принадлежит, получить неоткуда. Потому и страдает он от бессмысленности всего происходящего, от бесцельности собственного существования.
В чем-то главном (возможно, в истоках своей трагедии) с Печориным схож еще один герой XIX века — Евгений Онегин. Еще Белинский говорил о двух этих героях: «Несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». В чем же заключается сходство между Онегиным и Печориным? Во-первых, оба наделены яркой индивидуальностью, тонким умом, обаянием, оба образованны и аристократичны. Во-вторых, оба пресыщены своим однообразным светским времяпрепровождением. Хотя и тому, и другому удается иногда вырваться из условностей столичных гостиных в путешествие, но до конца порвать со своим классом нет никакой возможности. Дворянское происхождение предопределило судьбу обоих.
Впрочем, Онегин оказывается на поверку менее черств и холоден, чем Печорин. Пусть не сразу, но он оценивает Татьяну и влюбляется в нее. Но, к сожалению, она, в силу традиций своего класса и понятий о чести, не может ответить на его любовь. Однако трагедия Онегина отнюдь не в этом. Вернее, не только в этом. Все-таки самое ужасное для него — это невозможность вырваться за рамки условностей, диктуемых ему собственным положением в обществе.
Встречается в русской литературе XIX века и еще один тип, не имеющий ничего общего ни с Печориным, ни с Онегиным, но также сформировавшийся под влиянием своей среды. Я говорю об Обломове.
Человек, воспитанный в патриархальных русских традициях. Человек, которого с детства приучают к тому, что он не только имеет право, но и обязан по причине своего происхождения даже в простейших бытовых ситуациях полагаться на слуг. Маленькому Илюше чулки не давали натянуть самому — для этого есть Захар. Не говоря уж о более серьезных вещах. Человек быстро привыкает к тому, что за него все делают другие.



Конечно, несколько странно звучат слова «жертва воспитания», но в случае с Обломовым более верного определения не подобрать. Будучи человеком податливым, он очень быстро приучил себя к вольготному размеренному ритму жизни Обломовки. Его погубила душевная лень. Так и формируется узнаваемый русский характер, который столь точно изображен в народной сказке, — Емеля, лежащий на печи. Обломов, человек от природы умный, добрый и жизнелюбивый, становится изнеженным барином. Не только его тело отдыхает, но и ум. Если любовь к Ольге Ильинской хоть как-то его «встряхнула», то после расставания с ней он впал в еще более глубокую апатию. Итак, Печорин, Онегин, Обломов... Разные люди — представители одного века. Мне кажется, что эту галерею хорошо дополнит и удачно завершит еще один портрет, который мог появиться только в XIX веке. А именно — Базаров. Евгений Базаров — тип совершенно новый для литературы того времени, однако не столь уж неожиданный. Дело в том, что шестидесятые годы XIX века стали временем появления в России совершенно особого класса — бунтарей-разночинцев. Таких, как Базаров. Базаров — человек уникальный. Он обладает недюжинным умом, железной волей, красноречием, в нем есть обаяние личности, стоящей выше толпы. В то же время его убеждения подчас кажутся совсем детскими. У Базарова, по сути, нет собственных принципов. Он просто «выворачивает наизнанку» традиционные понятия: любовь, музыку, искусство, семью. И отрицает все те ценности, которые столетиями формировались в умах и сердцах людей. Не глупо ли все это звучит в устах умного человека? Собственно, конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова — отражение реально существовавшего тогда исторического конфликта между демократами и либералами. Или между «третьим сословием» (разночинной интеллигенцией) и дворянами. Каждая сторона считает себя правой, и ни одна не желает хоть на время встать на позицию оппонента. Конфликт непримирим. Тем более «твердолобы» в этом вопросе представители «детей», то есть демократы. В романе это Базаров. Как видим, XIX век представил на суд читателей немало интересных литературных персонажей. Все они — яркие индивидуальности. Все несхожи между собой. Но каждый при этом мог появиться лишь в XIX веке, известном своими противоречиями и нестабильностью. Все эти герои вместе характеризуют свою эпоху как время неоднозначное, бурное. Время, когда писатели ставили в своих произведениях глобальные вопросы. Время великих авторов и ярких героев.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Герои и время в литературе XIX века