Грех и добродетель людская - сочинение

Кто из авторов не трактовал с той или иной степенью успеха понятия греха и добродетели? В общем-то вся наша жизнь построена на противодействии этих двух начал. И во всех художественных произведениях положительный герой противопоставляется отрицательному, белое — черному, свет — тьме, любовь — ненависти. Книга от реальности отличается не в последнюю очередь тем, что в ней обычно существует очень четкое разделение между черным и белым. Это упрощает автору его задачу — донести до читателя свои основные идеи. А с точки зрения читателя, конечно, интереснее, когда в одном герое соединяются положительные и отрицательные черты. Когда грех и добродетель каким-то непостижимым образом уживаются в одном человеке.
Когда я начинаю размышлять об этой совместимости в одном человеке двух противоположных начал, то вспоминаю роман Гончарова «Обрыв» и одну из его главных героинь, Веру. Начать с того, что Вера, в особенности на фоне своей сестры, простодушной веселой Марфиньки, кажется личностью по меньшей мере странной. Она скрытна, мрачна, неразговорчива.
Влюбчивый Райский, страдавший сначала по своей кузине Софье, потом по Марфиньке, наконец понимает, что все эти чувства были поверхностны. А вот Вера куда более глубоко волнует его. Это вполне объяснимо: Вера умна, в ней есть внутренняя гармония, сила воли, нравственные принципы. Такая женщина не может вызывать к себе поверхностных чувств. И сама она умеет глубоко чувствовать, умеет любить. Добродетель Веры — результат ее воспитания, привитых ей моральных принципов. Она пытается противостоять страсти Марка Волохова так долго, как только может. К сожалению, ее собственная страсть слишком сильна.
И вот, когда происходит грехопадение Веры, интересно наблюдать, как оценивают это событие все непосредственно заинтересованные лица. Так, сама Вера не видит себе оправдания. Она винит во всем исключительно себя. Для нее, не признающей слабости и обмана, кажется, что грех ее никогда не может быть искуплен. Райский, влюбленный в Веру, сперва тоже не может пережить ее падения. Зато Тушин оценивает произошедшее как ошибку, но отнюдь не как преступление.
И одна только бабушка находит путь, чтобы попытаться излечить Веру. Ведь Татьяна Марковна лучше всех знает, что такое грех и добродетель. Невозможно знать это в теории. Только испытав в жизни все, можно научиться прощать грехи и ценить добродетель. Любой грех можно искупить раскаянием. Да и не только грех, даже — преступление.
«Раскаянием — очистимся», говорится в Библии. Этим словам вторит Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите». Спор Иешуа с Пилатом — это извечный спор добра и зла. Пилат, пошедший против своей совести, совершает преступление. Он отправляет Иешуа Га- Ноцри на смерть. А это уже неприкрытый и не имеющий оправдания грех — обидеть, обречь на смерть того, кто беззащитен. И все же Понтию Пилату было даровано прощение. Несколько веков он ждал его и вспоминал о своем преступлении. Но стоило ему раскаяться (не на словах, а в душе), как стало легче, и он был прощен. Таков уж жизненный принцип — не таи зла, обиды, горечи. Умей прощать, умей просить прощения, умей покаяться, когда это нужно. Все грехи можно искупить. Жаль, что не совершать их невозможно. Любой, самый лучший, самый благородный, самый добродетельный человек оступается, совершает ошибки. Важно уметь эти ошибки признавать.
Хорошо, если совершенный промах не так велик, чтобы причинить зло окружающим людям. В конце концов, каждый волен распоряжаться своей судьбой, как хочет. Но, увы, судьба каждого человека тесно переплетена с жизнями других людей. И наши грехи часто приходится искупать другим. Но это неверно. Каждый должен быть способен сам ответить за себя.



Да, хорошо, если грех ничтожен. Хотя есть ли ничтожные грехи? Но это уже другой вопрос. А если грех ведет к гибели людей, возможно ли искупление? На этот вопрос ответил Достоевский в «Преступлении и наказании». Раскольников совершил ужасное злодеяние — убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Казалось бы, ни одно наказание не будет в достаточной мере полным при таком преступлении. Но муки, которые испытывает Раскольников после убийства, все-таки служат ему достаточной карой. Что же противостоит греху Раскольникова? А противостоит только лишь добродетель Сони. Откуда в ее душе зародились эти нравственные принципы? Видимо, сам характер Сони стремился именно к такой религии, как христианство. Самое же прекрасное — ей хватает сил, чтобы передать свою веру и любовь Раскольникову. Не будь Сони, сумел бы он искупить свою вину? Вряд ли. Он просто никогда не увидел бы мир иными глазами. Итак, греху всегда противостоит добродетель. Иногда это противостояние происходит даже в душе одного человека, как это было с Верой в «Обрыве». Она, прекрасная, чистая и высоконравственная женщина, считает себя низкой, недостойной, падшей. Борьба двух начал. Но радует, что, судя по всему, Вера все-таки вернется к жизни. Даже если никогда больше не будет по-молодому жизнерадостна. А в «Мастере и Маргарите», например, понятия добра и зла настолько тесно сплетены, что становится понятным — в жизни не всегда легко отличить хорошее от дурного, а черное от белого. Все упомянутые книги учат нас, несомненно, добру. Думаю, что чтение таких книг делает человека мудрее и чище. Мы начинаем больше ценить чистоту, ясность души, способность любить, жертвовать собой.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Грех и добродетель людская