Детская литература XX XXI столетия (обзор) - сочинение

Цель: ознакомить с лучшими произведениями современной детской литературы; побуждать учеников к активному чтению; развивать навыки самостоятельного поиска литературы согласно своим вкусам; расширять мировоззрение учеников, словарный запас; воспитывать высокие гражданские, моральные качества характера, эстетичные вкусы.

Оборудование: книжная выставка, фрагменты кинофильмов, мультфильмов, иллюстрации к популярным произведениям современной детской литературы. Теория литературы: роды, жанры литературы, аннотация, каталог, иллюстрации, дайджест.

Ход урока.

I. Анализ выполнения контрольной работы.

II. Объявление темы и цели урока.

III. Мотивация учебной деятельности школьников.

— Произведения, с которыми мы познакомились на уроках зарубежной литературы в пятом классе, — это лишь небольшая частичка того, что написано для детей. Сориентироваться в этом книжном море и будет нашей задачей на следующих уроках. Говорят, что для детей писать тяжелее, чем для взрослых. и это в самом деле так, ведь написать произведение необходимо ярко, чрезвычайно, чтобы ребенок заинтересовался и ему захотелось подражать положительным героям, учиться у них добру и справедливости. Пятиклассники очень любят читать и сказки, и приключенческие произведения. Но мир литературы значительно более широкий, итак, чтобы быть всесторонне развитым человеком, нужно интересоваться и миром животных и растений, и историей, и географическими открытиями, и популярнейшими техническими изобретениями, и спортом, и астрономией, и реальной жизнью школьников и их проблемами. Об этом мы также будем вести речь на нашем уроке.

IV. Восприятие и усвоение учебного материала.

1. Слово учителя.

— Прежде всего, хотелось бы услышать ваше мнение, узнать о ваших вкусах.

Устно-письменная анкета читателя.

В начерченной на доске таблице ученики поочередно быстро ставят отметки в соответствующей графе. Учитель подсчитывает голоса и строит заключения.

(Каждый ученик может выбрать, например, 3 вкуса).

2. Презентация любимых (или недавно прочитанных) произведений современной зарубежной литературы.

3. Рассказ или выступление библиотекаря.

— Вы, конечно, бывали в библиотеке. Там очень много книг. А как же найти нужную? Если известный автор, то можно воспользоваться алфавитными указателями. Когда интересует какая-то тема, можно воспользоваться тематическим каталогом (это размещенные в алфавитном порядке карточки с названиями книг и их авторами, разложенные по разным темам). А если не знаешь, что ты хочешь конкретно, просто ищешь на полке интересную книжку. В таком случае нужно прочитать аннотацию - краткое содержание книжки, расположенное на второй странице. Там указана тема произведения, основные особенности, для кого предназначена (какого возраста, специальности, каких вкусов). Можно аккуратно полистать книгу, посмотреть иллюстрации, прочитать несколько строк. И если вас что-то заинтересовало, значит, эта книжка ваша. Во многих семьях есть домашние библиотеки. Следует поинтересоваться, а какие же книги хранятся в них, что читали ваши бабушки и дедушки, родители, старшие братья и сестры.

Иногда на книгах собственной библиотеки ставят пометку - экслибрис, который указывает на принадлежность экземпляра определенному лицу, семье. Это могут быть инициалы, символы, что-то наподобие семейных гербов. Экслибрисы изготовляют из дерева, ластика, резинки, силикона или какого-то подходящего материала, на который наносится краска и делается отражение на книге.

Предлагаю вам сделать эскиз (рисунок) собственного экслибриса или изготовить его и обозначить собственную книгу.

4. Рассказ учителя (мини-лекция).

— Те произведения, которые мы читали, написаны давно, хотя не потеряли своего значения и по сей день, пройдя испытание веками. А как же сейчас? Время народных сказок прошло, мечты людей о сапогах-скороходах, ковре-самолете, скатерти-самобранке, волшебном зеркальце уже сбылись. О чем же писали детские писатели в ХХ столетии, о чем пишут в ХХI? Фантазия людей неисчерпаемая, и жизнь подсказывает все новые и новые сюжеты. Именно в ХХ столетии «родились» любимцы всей детворы Винни-Пух и Пятачок английского писателя Алана Милна, Нильс Хольгерсон из «Удивительного путешествия Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции» Сельми Лагерлеф. Кстати, это единственная детская книга в мире, за которую автору вручили Нобелевскую премию. И это не просто книга, сказка, а захватывающий учебник по географии, зоологии, ботаники и истории Швеции. В ХХ столетии появилась и Пеппи Длинный чулок, малыш и Карлсон, герои шведской писательницы Астрид Линдгрен, и маленькие хобиты Дж. Р. Р. Толкина, и мумий-тролли С. Топелиуса-младшего, и маленький Принц а. де Сент-Экзюпери, и много других.

В конце концов, вспомним книги о приключениях маленького волшебника Гарри Поттера Дж К. Роулинг, которые разошлись во всем мире миллионными тиражами, превзойдя все до сих пор известные детские издания. Книги и герои в ХХ - ХХI столетиях другие, а проблемы - те же самые. И главнейшая из них - это вечная борьба Добра и Зла.

5. Самостоятельная работа с учебником.

Чтение статьи о современной детской литературе (С. 288 – по учебнику Ю. И. Ковбасенко, Л. В. Ковбасенко; С. 231-234 – по учебнику Е. Волощук).

6. Обмен впечатлениями о прочитанном.

- Что нового для себя вы узнали? Что больше всего в статье учебника вас заинтересовало? Какие из названных книг вам хотелось бы прочитать?

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

Догадайтесь, о какой книге речь идет:

    Льюис Кэрролл («Алиса в Стране Чудес»). («Властелин колец») Джон Рональд Ройл Толкин. Астрид Линдгрен («Пеппи Длинный чулок»). 

VI. ДОмашняя задача.

Подготовиться к написанию отзыва о любимой книге.

VII. ИТог урока.

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Продолжите фразу.

Мне больше всего понравилось...

Для меня было новым...

Я обязательно хочу...







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Детская литература XX XXI столетия (обзор)