Дуэль в русской литературе - сочинение

Сейчас мы вспоминаем о дуэли как о романтической традиции былых времен. Дуэль — слово, от которого веет таинственностью, любовью, благородством, рыцарским духом. С другой стороны, если смотреть на дуэль абсолютно трезво, то это просто драка, отягощенная некоторыми условностями и окруженная аристократическим ореолом. И та, и другая точка зрения, мне кажется, слишком бескомпромиссны и резки. Нельзя отрицать, что на дуэли дрались благородные люди из благородных же побуждений. С другой стороны, эти люди убивали друг друга ради того лишь, чтобы «загладить» вину или «искупить» оскорбление. А ведь никакой предметной связи между пролитой кровью и нанесенным оскорблением нет. Так где же правда? Что такое дуэль? Почему на протяжении стольких веков дуэль была одним из основных пунктов в кодексе чести и почему она, наконец, выродилась? Поищем ответы в русской литературе. Тем более что многие авторы обращались к теме дуэли. Притом зная этот вопрос не понаслышке.
Изначально дуэль была способом смыть оскорбление, нанесенное противником. Разумеется, как множество разногласий, ссор и споров на земле, дуэли часто возникали из-за женщин. Что сильнее может задеть чувства и самолюбие мужчины, чем неверность (мнимая или настоящая) или легкомыслие избранницы? Такой пустяк, как женское кокетство, часто может обернуться гибелью. Вспомним, как началась дуэль Онегина и Ленского. С пустяка.
Онегин приглашает Ольгу, невесту Ленского, на танец. В этом проявляется природная язвительность Онегина. Он вздумал пошутить над Ленским. Но по меньшей мере глупо со стороны молодого поэта обвинять на основании этого свою невесту в хитрости и измене, а приятеля — в предательстве.
И все же дуэль состоялась, хотя и с некоторыми незначительными нарушениями. Мы видим, что в пушкинские времена дуэль представляла собой сложнейший церемониал. Приглашались секунданты, врач, отсчитывалась дистанция, выбиралось оружие. Все это — с неизменными изысканными поклонами в адрес друг друга. Лично я свое знание о ритуале дуэли почерпнула, в основном, из «Евгения Онегина» (конечно, если не считать «Трех мушкетеров»). Даже Белинский утверждал, что дуэль Онегина и Ленского — «верх совершенства в художественном отношении». Между прочим, и мелкие промахи дуэлянтов способствуют созданию наиболее полной картины: опоздание Онегина, принадлежность секундантов к разным слоям общества, отсутствие формальных попыток примирить противников.
Ленский погибает:
... младой певец Нашел безвременный конец!
Онегин берет на себя все хлопоты о теле убитого. Надо сказать, что здесь он проявил себя истинным дворянином. Показал все благородство своей души, как до этого, в ночь перед поединком, показал свое хладнокровие и спокойствие. Дуэль Онегина и Ленского честна. Но все описания дуэлей, встречающиеся в русской литературе позже, не столь безупречны, а некоторые даже отдают фарсом.
В романе «Герой нашего времени» есть эпизод дуэли Печорина с Грушницким. Они еще соблюдают все внешние формальности, но на самом деле обманывают друг друга. Так, Грушницкий, стремясь проверить противника, хочет стреляться из заведомо незаряженных пистолетов. Это, по меньшей мере, подлость с его стороны. Печорин же, узнав об обмане и ни словом не обмолвившись об этом, поступает жестоко, хоть и справедливо со своей точки зрения. Им движут обида и гнев.



Сама их дуэль мало напоминает честный поединок Онегина и Ленского. Печорин, застрелив Грушницкого, уходит с места дуэли, даже не обернувшись. Как видим, дуэль, которой раньше придавалось такое значение, в которой могли участвовать только благородные и честные, люди, постепенно вырождается, превращаясь в некую игру. В этой игре важно, кто кого перехитрит. Но вспомним еще более поздние описания дуэлей. Уже нет ни пафоса, ни благородства, ни гордости. Тот же поединок Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым в «Отцах и детях»... Что это? Дань моде? Желание излить свою ненависть друг к другу? Нигилист Базаров, не верящий ни во что, и уж менее всего в аристократический кодекс чести, тем не менее в дуэли участвует. Все это выглядит как нелепая, комическая сцена из рыцарского романа. В особенности сцена вызова Базарова на дуэль. Радует лишь то, что в результате никто не погибает. Ведь это просто смешно — погибнуть из-за своей глупости или небольшого проступка на дуэли, в которую не веришь. Тем более на столь абсурдной дуэли. А, скажем, у Куприна в «Поединке» поручик Ромашов погибает. В этом поединке уже нет ничего смешного, но и ничего благородного. Есть лишь чудовищный обман. Чистый Ромашов становится жертвой низких интриг. Самое ужасное, что способом расправиться с ним становится дуэль. То есть она прикрывает самые подлые человеческие поступки. А ведь еще в прошлом веке дуэль считалась способом самого высокого выяснения противоречий между двумя достойными противниками. Так постепенно вырождается дуэль, теряя свое первоначальное предназначение и толкование. Наконец она превращается в какой-то и в самом деле абсурд. В рассказе Чехова «Дуэль» противники ничем не напоминают Онегина и Печорина или хотя бы Ленского и Грушницкого. И Лаевский, и фон Корен — люди довольно ничтожные, мелкие. В них нет тех высоких понятий о чести, которые заставляют стреляться с тем, чтобы в живых остался только один из дуэлянтов. Лаевский и фон Корен ненавидят друг друга, и вызов на дуэль происходит, когда оба находятся в запале. Как же происходит их поединок? Глупо и нелепо. Лаевский готов к примирению, фон Корен желает драться лишь из упрямства, при этом называя дуэль «устарелой формальностью». Никто из присутствующих не относится к дуэлям серьезно, считает все это глупостью, но никто не может и повернуть все назад. Никто не знает формальностей, которые должны соблюдаться на поединке. Начинают вспоминать Лермонтова, затем отмеривают шаги... Апофеозом дуэли, на которой, конечно, никто не погиб, становится появление из кукурузы грязного и мокрого дьякона. С трудом можно сравнивать всю эту комедию со смертью Ленского. Тем не менее мы видим, чем постепенно становилась дуэль. Сейчас никто уже не воспримет весь этот церемониал серьезно. Я не могу сказать, является ли дуэль понятием положительным или отрицательным. В наше время все это смешно. Мы привыкли выяснять конфликты иным способом, да и понятия о чести и долге изменились. Но все-таки дуэль — это неотъемлемая часть истории дворянства. От этого не уйти. Мы можем как угодно оценивать дуэль: считать ее дракой, проявлением глупости, абсурдом. Но во времена Пушкина и Лермонтова защитить свою честь на дуэли обязан был каждый честный человек. Все-таки нельзя без уважения относиться к тому, кто готов пожертвовать своей жизнью, чтобы защитить честь. Пушкин и Лермонтов дрались на дуэли, как их литературные герои. И погибли за свои идеалы. А это смерть достойная.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Дуэль в русской литературе