Жанровое содержание повести антиутопии (Философско психологическая повесть антиутопия) - сочинение

Повесть является довольно продуктивной формой антиутопии в последние годы. Жанровое содержание повести-антиутопии весьма широко и определяется стремлением писателей отразить актуальные явления настоящего времени и дать их художественное обобщение. В современной повести-антиутопии отчетливо выявляются две ведущие разновидности: социально-политическая и философско-психологическая.

В социально-политической повести-антиутопии (А. Кабаков,  В. Пелевин, А. Зиновьев, В. Рыбаков) нашли яркое отражение реалии 1980 –2000-х годов: негативные явления советского времени (господство коммунистической партии, идеологическое давление, цензура и др.) и постсоветского периода (межгосударственные конфликты, трудности избавления от тоталитарного наследия, межнациональные и религиозные распри, угроза гражданской войны, геополитические противоречия и др.).

Острая злободневность, отнесенность событий в недалекое будущее или апелляция к недавнему прошлому – отличительные признаки социально-политической повести-антиутопии. Новым для повести-антиутопии является герой, который испытывается в сложнейшем политическом поле. Такому герою непросто сделать свой социальный и нравственный выбор. Нередко он превращается в “беженца” от государственной системы, преследующей его и угрожающей не только его свободе, но и жизни. Композиционный прием путешествия-поиска, который был характерен для антиутопий А. Платонова, М. Булгакова, В. Аксенова и др., теперь трансформируется в бегство героя. Социально-политические антиутопии современных авторов насыщены натуралистическими сценами массовых убийств, войн, расправ, физических страданий, что содержат идею предупреждения общества от опасности нового насилия. Художественный конфликт (человек и система) приобретает открытое выражение.

Герой попадает в экстремальные ситуации, когда ему мгновенно приходится принимать решения по сложным вопросам. Нередко герой не выдерживает проверки на человечность. Авторы антиутопий показали процессы нравственной деформации, которая затронула внутреннюю природу личности и сделала ее зависимой не только от государства, но и от политических технологий и средств массовой информации.

В социально-политическую антиутопию широко входят элементы репортажа, хроники, документа, детектива и др. В языке и стиле пародируются социальные и политические явления современности, а также развенчиваются утопические иллюзии прошлого и настоящего. Произведения русских писателей актуальны не только для России, но и для других стран постсоветского пространства, поскольку в них отмечены общие трудности на пути избавления от тоталитаризма. Осмысление конкретного исторического опыта делает повести русских авторов интересными и для западного читателя, который может таким образом больше узнать о российской (и не только российской) действительности. Можно сказать, что социально-политическая повесть-антиутопия – своеобразная летопись нашего времени, где стирается грань между настоящим и будущим, между реальностью и художественным прогнозом, поскольку то, о чем предупреждают авторы, нередко подтверждается самой жизнью.

Философско-психологическая повесть-антиутопия (А. Курчаткин,  В. Маканин, А. Курков) не так тесно связана с реальной действительностью. Главная задача писателей – дать обобщенный образ мира и в символических формах отразить духовное состояние человека нашего времени. В этой связи в философско-психологической повести-антиутопии возрастает значение разнообразных форм условности, среди которых ведущую роль играет принцип параллельных пространств. Этот принцип, который позволяет с разных точек зрения высветить актуальные проблемы современности в широком философском и культурном контексте, проявляется в произведениях разных авторов. В вертикальном хронотопе и его видах (лаз, туннель, канализационный люк) заложена не только идея проверки на состоятельность тех или иных взглядов на общественное устройство, но и проверки человеческой природы, способностей человеческого духа. Герой-философ, который соединяет параллельные миры, – единственная надежда писателей на возрождение мира. В изображении духовных исканий героя современные писатели  опираются на традиции русской классики и достижения авторов антиутопий прежних лет. Человеку в философско-психологической антиутопии, в отличие от социально-политической антиутопии, удается найти выход из тупика неразрешимых проблем – это выход в сферу духа, который обретает независимость от государственного насилия, политических технологий, идеологического манипулирования сознанием.

Укрупнение переживаний личности, ее обеспокоенность сложными экзистенциальными вопросами обусловили разнообразие форм психологизма в антиутопии (пейзаж, развитие сказовой формы, символика, деталь и др.). Мифологизм придает произведениям вневременное звучание. Интертекстуальность широко представлена в философско-психологической повести-антиутопии и позволяет актуализировать известные образы и мотивы Библии, философских учений, произведений искусства. Утрата культурных ценностей и тоска по ним – центральный мотив произведений  А. Курчаткина, В. Маканина, А. Куркова. В этой связи герой-философ выступает в антиутопиях современных авторов как связующее звено между прошлым и будущим, на него возлагается ответственность за восстановление культурной связи поколений.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Жанровое содержание повести антиутопии (Философско психологическая повесть антиутопия)