Сочинения > По произведениям русской литературы > Жанровые модификации «путешествия» классификация и дифференциация ч2
Жанровые модификации «путешествия» классификация и дифференциация ч2 - сочинение


Жанровые модификации «путешествия»: классификация и дифференциация ч2
Народные баллады, их классификация, связь с историческим контекстом
ПУТЕШЕСТВИЯ ОНЕГИНА


Однако не только тщательная «фильтрация» и продуманная организация расположения жизненного материала свидетельствуют о принадлежности путевых писем, записок, дневников к художественной, а не «бытовой» литературе. Как ни парадоксально, но все эти «малые» разновидности «путешествия» несут определенные приметы эпоса (рода, как помним, сугубо литературного): постановку острых проблем современности (на основе сопоставления различных жизненных укладов); многообразие человеческих типов и характеров (встреченных на пути, обладающих ярким социальным, национальным, психологически обликом); широкие пространственные и хронологические границы (обусловленные самими событиями путешествия по странам с различным цивилизационным уровнем развития и – соответственно – пребывающим на разных срезах исторического времени).

Помимо типизации жизненного материала и тенденции к эпическому его отражению, «малым» жанровым модификациям «путешествия» свойственны развернутые лирикопублицистические пассажи, литературно оформленная бытопись и пейзаж, наконец, такая речевая организация текста, при которой находится место и будто бы «неотшлифованному», разговорному авторскому слову, и системе тропов, т.е. средств сугубо художественной выразительности. Таким образом, совершенно очевидна принадлежность этих жанровых форм к массиву повествовательной прозы, а не просто ее предтексту.

В сложной, неоднозначной, но несомненной связи с жанром «путешествия» находится мемуаристика. По определению «Литературного энциклопедического словаря», мемуары (от фр. memories – воспоминания) – «повествование от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был» [10, с. 216].

Мотивы мемуаротворчества могут быть достаточно многообразными. Но исходным всегда является один: стремление личности запечатлеть опыт своего участия в текущем бытии. В мемуарах проявляется острая потребность человека рассказать о наиболее важных страницах своей жизни.

Даже в тех случаях, когда автор не является сюжетным центром воспоминаний, посвященных другим лицам и событиям конкретного времени, рассказ все равно строится или в их отношении к автору, или в его отношении к ним, т.е. дается через призму индивидуального восприятия личности. Авторская субъективность предстает неотъемлемой чертой любых мемуаров, единственно доступным им средством воссоздания картины минувшего.

Таким образом, наряду с личностносубъективным началом, важнейший «видовой» признак мемуаристики – обращенность в прошлое. Временная дистанция между совершением событий и созданием воспоминаний может колебаться от нескольких недель до целых десятилетий, и, естественно, чем больше величина этой дистанции, тем выше вероятность ее воздействия на характер освещения случившегося.

Мемуары по фактической точности уступают документу. Однако их устойчивые признаки – фактографичность, насыщенность событийной канвы действительными обстоятельствами, ретроспективность воссозданного жизненного материала и взгляда на него, непосредственность авторских свидетельств – оказываются востребованными жанром «путешествия». Сходство и различие между мемуаристикой и литературой путешествия наглядно демонстрируют сопоставительный анализ путевого дневника и жанра воспоминания.

Несходство между мемуарами и дневниками связано прежде всего с различиями в способах отражения действительности: синхронном – в дневниках, ретроспективном – в воспоминаниях. Если дневник воспроизводит стихийное течение событий, протекающий на глазах и потому «не предрешенный  процесс жизни с еще неизвестной развязкой» [2, с. 12], то воспоминания – это обдуманное воссоздание прошедшей жизни, пропущенное сквозь знание ее ближайших и отдаленных последствий. Отсюда различия в структуре дневника и мемуаров: «дискретноразрозненные записи в одном случае, связанный, сюжетно и композиционно выстроенный рассказ – в другом» [12, с. 41].

Принципиальное различие между мемуарами и дневниками состоит и в том, что от сообщаемых фактов их авторов отделяет неодинаковое расстояние во времени: большая или меньшая протяженность в первом случае и предельная краткость – во втором. Автор дневника спешит зафиксировать только что возникшие впечатления, все еще находясь в пути, не давая им «остыть», уйти в область воспоминаний, а мемуарист восстанавливает события когдато совершенного путешествия по памяти и – соответственно – то растягивает, то сжимает художественное время, а то и разрывает его, изымая отдельные темпоральные отрезки.

Однако между мемуарами и дневником есть принципиальная общность: и в дневнике, и в мемуарах путешественник рассказывает о событиях, участником и очевидцем которых он был. И там, и здесь налицо эффект присутствия автора.

Наиболее продуктивной жанровой моделью «путешествия», с нашей точки зрения, является очерк. Он представляет собой «разновидность малой формы эпической литературы, отличную от другой ее формы, рассказа (и тем более от новеллы), отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько проблемы становления характера личности в ее конфликтах с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния среды (воплощенного обычно в отдельных личностях) и обладает большим познавательным разнообразием» [10, с. 263].


Похожие сочинения


Жанровые модификации «путешествия»: классификация и дифференциация ч2
Народные баллады, их классификация, связь с историческим контекстом
ПУТЕШЕСТВИЯ ОНЕГИНА

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее