Женщина в дымке Серебряного века - сочинение

Каждый писатель или поэт в своем творчестве создает женский образ, который кажется идеальным именно ему. Нет эпохи в русской литературе, когда главенствовал бы надо всем один общий образ. Серебряный век подарил нам великое множество поэтов. У каждого из них свой особый стиль, свое мировоззрение, свое понимание творчества и свой идеал женщины. Не могу найти в женских образах чего- то общего, кроме разве что таинственности, неразгаданности. Но, пожалуй, эти черты присущи и женским идеалам других эпох.
Каков же идеал женщины для поэтов Серебряного века? Первым вспоминается, конечно, Блок. Ведь именно он видел идеал женщины в совершенно особом свете. Блок — романтик. В его раннем творчестве поражает особое понимание любви. Вполне земное чувство превращается в стихах Блока в нечто мистически-прекрасное.
Поэт в свои юные годы был сильно увлечен учением о Мировой Душе — Вечной Женственности. Понятно, что и женщина для него в те годы — Вечная Жена, Святая, Прекрасная Дама. Одним словом, нечто недоступное, небесное, неприкосновенное. Так и рождаются стихи, где сливаются религия, любовь и образ возлюбленной:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы В мерцанъи красных лампад.
Трудно поверить, что бесплотный образ Прекрасной Незнакомки навеян земной женщиной — Л. Менделеевой. Лишь со временем Блок, наконец, отходит от учения о Мировой Душе и становится чуть ближе к реальности. Все той же женщине, своей жене, он посвящает ставшие такими известными стихи:
О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе.
Постепенно женский образ в лирике Блока преображается. Раньше он видел свою Прекрасную Даму «в мерцаньи красных лампад», теперь — в пригородном ресторане за грязным столиком. Но удивительно, что хотя Блок и отошел от своего юношеского романтизма, хотя и стал более «земным», но все так же он боготворит женщину. Она остается окутанной ореолом тайны, красоты и любви даже в сигаретном дыму кабака:
И страшной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный И очарованную даль.
Все-таки Блок верен себе и своей Прекрасной Незнакомке. Я даже сказала бы, что в некотором роде эта Незнакомка — символ Серебряного века. Но, тем не менее, в своем восприятии женщины и любви Блок стоит особняком. Как он отличается, например, от Пастернака!
Для Пастернака очень важна близость женщины к природе, ее родство с самой жизнью. Любовь к женщине и вдохновение переплетаются в его душе:
Красавица моя, вся стать,
Вся суть твоя мне по сердцу,
Вся рвется музыкою стать И вся на рифмы просится.
В стихах Пастернака больше боли, горести и печали, чем в стихах Блока. Блок был погружен в мир своих иллюзий, а Пастернак, наоборот, окунался в водоворот жизни. Жизнь дарит человеку редкие минуты беспредельного счастья и долгими часами отчаяния, разочарования и сомнений. А не любить нельзя. Пусть со слезами и муками, но невозможно отказаться от этого чувства:
Любить иных — тяжелый крест,



А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Конечно, как и всему его творчеству, любовной лирике Пастернака присущ философский характер. Он смотрит на любовь и на женщину несколько отстраненно. Но не мыслит своей жизни без любви. Интересно, что у Пастернака есть стихотворения, посвященные совершенно особенным женщинам — Анне Ахматовой и Марине Цветаевой. В этих стихотворениях выразилось его бесконечное уважение к ним. Здесь речь идет о духовной близости, но не мужчины и женщины, а двух поэтов. Вот посвящение Анне Ахматовой: Мне кажется, я подберу слова, Похожие на вашу первозданность. А ошибусь — мне это трын-трава, Я все равно с ошибкой не расстанусь. Думаю, главная ценность этой строфы заключена в том, что Пастернак нашел то единственное слово, которым можно определить всю Ахматову как поэта, все ее творчество — «первозданность». В ней есть первозданное восприятие жизни. Она — настоящая женщина Серебряного века. Та самая «женщина в дымке Серебряного века», только живая, чувствующая, настоящая. Она рождена этой эпохой, и она же внесла в нее свою лепту. Ахматовское восприятие жизни и любви мы считаем истинно женским. Как никто она чувствовала и переживала все, что происходило вокруг. Она так же загадочна, как героини Блока и Пастернака. Недаром ее муж Николай Гумилев писал: «Из города Киева, из города Змиева, я взял не жену, а колдунью...» Есть и еще одна женщина, о которой нельзя не вспомнить, говоря о Серебряном веке. Конечно, это Марина Цветаева. Женщина, о которой Пастернак писал так: Ты вправе, вывернув карман, Сказать: ищите, ройтесь, шарьте. Мне все равно, чем сыр туман. Любая быль — как утро в марте. «Утро в марте» — вот и те слова, которые подходят к Цветаевой так же, как «первозданность» к Ахматовой. Может быть, такие женщины, как Ахматова и Цветаева, я есть тот идеал, что искали поэты-мужчины Серебряного зека? Обе они мудры, сильны, способны на любовь и самотожертвование. Обе знают себе цену. В обеих есть тайна. В обеих искушенность, жизненный опыт соседствуют с почти детским, непосредственным восприятием действительности. Эбе — гармоничные личности, сочетающие в себе силу и слабость, любовь и ненависть, радость и печаль, свет и тень. Это и говорить, совсем другие женщины служили идеалом поэтам золотого века. Тогда в женщине ценили ее слабость, терпимость. XX век внес свои коррективы: например, и Ахматова, и Цветаева ненавидели спустя столетие Наталью Гончарову — жену Пушкина. Не такова должна быть спутница поэта, считали они. Считали с высоты своего развития. И все же какова идеальная женщина Серебряного века? Боюсь, ответ многозначен. Такая женщина может быть любой. Вспомним «Темные аллеи» Бунина. Целая галерея женских портретов! Все разные. Но их объединяет их женская сущность и способность беззаветно любить. Так может быть, это и есть тот единственный признак, который отличает настоящую женщину? Любовь — вот что имеет значение. Любовь красит женщину. Любовь — и есть та «дымка», которая окутывает и Прекрасную Даму, и возлюбленную, чей секрет «разгадке жизни равносилен», и бунинских героинь, и вполне реальных женщин — Анну Ахматову и Марину Цветаеву.






Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Женщина в дымке Серебряного века