👍Сочинение Загадка как вид устного народного творчества Содержание и форма загадок По произведениям русской литературы
Загадка как вид устного народного творчества Содержание и форма загадок - сочинение

Цель:           раскрыть цветистый мир народных загадок, особенности этого оригинального вида фольклора; дать понятия о народной загадке, роли метафоры в ней, о классификации загадок по смыслу; развивать логическое мышление, память, воображение школьников; воспитывать любознательность, интерес к фольклору, в частности к народным загадкам.

Оборудование: издание украинских народных загадок, комплект «Слово и образ».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Теория литературы: загадка, метафора.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.        Вступительное слово учителя.

Наш урок мы начинаем с решения лепесткового кроссворда. Необходимо правильно вписать ответы, чтобы в выделенных кружочках прочитать тему урока, над которой мы будем работать сегодня.

    Как называется фольклорное повествовательное произведение о выдуманных, а часто и фантастических событиях? (Сказка).
    Какой синоним можно подобрать к слову ценность? (Сокровище).
    Антоним слова тяжело. (Легко).
    Как записать слово работа пятью буквами? (Работа).
    Как называли девушку в сказке, которая отгадала все загадки господина? (Мудрая).
    Группа предложений, объединенных общим содержанием, главной мыслью и грамматически,— .... (Текст).
    Не куст, а с листочками, не человек, а научит. (Книга).

 

III.       Сообщение темы, цели урока

Итак, сегодня на уроке мы ознакомимся с загадками как видом устного творчества, рассмотрим содержание и форму загадок, выясним роль метафоры в ней, а также научимся определять виды загадок и отгадывать их.

IV.       Изучение нового материала.

1. Беседа с вопросами.

•    Как вы думаете, почему этот жанр фольклора имеет такое название? От какого слова он походит? (От слова «думать» — думать, догадываться)

 Загадка является свидетельством остроты ума людей, яркого, образного восприятия и понимания ими мира. Само слово загадка указывает на то, что этот вид фольклора апеллирует к человеческой мысли — предположению. Умению отгадывать загадки когда-то придавали большое значение. Оно были мерилом мудрости и ума. От этого умения зависела дальнейшая судьба человека.

•    Вспомните прочитанные народные сказки, где персонажи спасают кого-то или себя от беды, отгадывая поставленные им загадки. («Мудрая девушка», «Котигорошко»).

 

•    В седую давность отгадывание загадок было частью свадебного обряда — своеобразным экзаменом на умственную зрелость молодой или молодого. В лирических песнях, широко известных и ныне, живут воспоминания
об этой давней традиции:

Девочка моя, Галя, Что-то я тебе загадаю. Как угадаешь — моя будешь, Не угадаешь — чужая будешь. В чем же заключается основная особенность загадки? (В том, что в ее основе лежит метафорический вопрос).

•    А что такое метафора?

Метафора (от греческого metapfora — перемещение, отдаление) — перенесение черт одного предмета на другой на основе сходства.

Итак, предмет изображения в загадке называется не прямо, а инакомысленно, скрыто. Чтобы дать ответ на метафорический вопрос, необходимо уметь сопоставить жизненные явления на основе их родственности или сходства.

2.   Рассмотрение построения загадок. Работа с картиной.
Рассмотрите картины по мотивам загадок:

1)    «Стоит петух на току в красном колпаке». (Мак).

2) «Что это за окошки, которые помогают видеть солнце?» (Очки).

 

    Опишите предметы, изображенные на картине. Что подобное есть во внешнем виде петуха и мака?
    Какие слова в загадке указывают на это сходство? (Красный колпак).
    Что же помогает отгадать эту загадку? (Сходство в описании внешнего вида).
    А какое же сходство между очками и совой? (Загадка «Что это за окошки, которые помогают видеть солнце?»).
    Итак, какие есть способы утаивания задуманных предметов? (Описание внешнего вида, действия, свойств; на основе противопоставления).
    Что же называется загадкой? (Загадка - небольшое произведение, в котором в скрытой форме описывается задуманный предмет, который нужно отгадать).

 

    3.    Обработка статьи учебника «О загадках». 
    4.    Работа в группах. 

1 группа. Прочитайте загадки, помещенные в учебнике. Определите, о чем идет речь в каждой группе загадок. Выберите к каждой группе заголовок.

 

II      группа. Загадки создавались народом на протяжении многих веков. Поясните, какая из приведенных загадок могла возникнуть раньше, какая — позднее; что в них общего.

    Баба-яга, деревянная нога, весь мир кормит, а сама голодная. (Соха).
    Железный нос в землю врос, роет, копает, против солнца играет. (Плуг).
    Конь стальной, овса не просит, а пашет и косит. (Трактор).

III      группа. Выясните форму загадок. Придумайте устно рисунки, которые бы отображали их содержание.

Воз без колес, а из кнута слезы льются. (Лодка).

Бежит свинка,

Вырезанная спинка,

Оглянется назад,

А и следа не знать.

(Лодка)

Кто молчит, а всех людей научит? (Книга).

    Итак, какие есть виды загадок по смыслу?
    Какую форму могут иметь загадки?

5. Выразительное чтение и отгадывание загадок, помещенных в учебнике.

Что в доме зимой замерзает, а на дворе нет? (Окно). (Интонация запросная, хитроватая).

V.       Итог урока.

    Какое произведение называется загадкой?
    Назовите основные особенности загадок.

Сравните загадки на одну и ту же тему (о глазах) в фольклоре разных народов:

Украинское: Два брата под одной крышей, один другого не видит.

Русское: Два братца через грядку смотрят, да не сойдутся. Греческое: Два брата поссорились, одна гора их развела (в переводе).

•    Как звучат загадки на одну тему в фольклоре разных народов?
Но украинские загадки имеют яркий национальный колорит, отражают особенности быта украинского народа, его мировоззрение.

VI.      Домашняя задача.

Выучить наизусть пять загадок; исследовать, в каких украинских народных сказках и мифах Древней Греции, которые вы читали, герою часто приходилось отгадывать загадки. Запишите названия таких произведений.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Загадка как вид устного народного творчества Содержание и форма загадок