Избранные страницы творческого наследия русских поэтов Серебряного века - сочинение

Цель: закрепить представление учащихся о литературных направлениях поэзии Серебряного века; ознакомить с творчеством поэтов этого периода; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус. оборудование: тексты стихотворений поэтов Серебряного века, портреты В. Я. Брюсова, Игоря Северянина, О. Э. мандельштама. Прогнозируемые Результаты: учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве поэтов Серебряного века; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихотворения, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; участвуют в беседе. Форма проведения: заседание литературного клуба.



ХОД УРОКА I.

Организационный этап II.

Актуализация опорных знаний Беседа ♦ что такое символизм? Каковы его основные принципы? Кто его основоположники?

♦ что такое акмеизм? Каковы его основные принципы?

Кто его основоположники? ♦ что такое футуризм? В чём заключались основные требования футуристов? III.



Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности Учитель. Великая поэзия всегда трагическая и пророческая. Поэзия XX в., особенно его начала, претерпевает стремительный взлёт. Но поэтов не оставляет мучительное чувство, что что-то грядёт.

Действительно: грозовая атмосфера XX в. , небывалые потрясения войн и революций предельно обострили все процессы в стране. «Неслыханные перемены. Невиданные мятежи»,— так точно и ярко охарактеризовал это время а. а. Блок.

Возникла необходимость понять этот «страшный мир» (А. Блок).

Почти каждый поэт чувствует трагизм собственной судьбы, приближение конца. «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта»,— эти слова Генриха Гейне как нельзя лучше характеризуют происходившее в России и в сердце каждого русского поэта XX в. Сказанное относится к жизни и творчеству великих русских поэтов Серебряного века. Именно этим поэтам мы посвящаем наш урок.

Поэзия Серебряного века открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. а поиски поэтами Серебряного века новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии. IV. Работа над темой урока Выступление учащихся с «литературными визитками» о жизни и творчестве поэтов Серебряного века (см.

Домашнее задание предыдущего урока) 1) В. Я.

Брюсов — удивительный поэт, переводчик и человек Брюсов необычайно широк: человек энциклопедически образованный, отличавшийся удивительным трудолюбием и целеустремлённостью, он осваивает опыт всей мировой литературы, вместе с тем выступая в роли дерзкого новатора, прокладывающего в русской поэзии новые пути. Высочайшей виртуозности достигает поэт в своих сонетах.

В стихе для него не было технических трудностей, которых он бы не смог преодолеть. Чтение учащимися наизусть стихотворений В. Я. Брюсова Отточенный булат — луч рдяного заката! твоя игрушка, рок,— прозрачный серп луны! Но иногда в клинок из серебра и злата Судьба вливает яд: — пленительные сны!

Чудесен женский взгляд — в час грёз и аромата, Когда порой глубок, чудесен сон весны! Но он порой жесток — и мы им пленены. За ним таится ад — навеки, без возврата.

Прекрасен нежный зов — под ропот нежный струй, Есть в сочетанье слов, как будто поцелуй, Залог предвечных числ влечёт творить поэта! Но и певучий стих — твой раб всегдашний, страсть, Порой в словах своих певец находит власть: Скрывает тайный смысл в полустихах сонета. Беседа Подумайте, в чём загадка и уникальность этого текста.

может Быть, вам удастся найти в нём сразу три сонета? Найдите в сонете внутренние рифмы. Какая строка сонета помогает разгадать загадку? Какой смысл имеет пауза в середине каждой строки? Комментарий. Сонет В.

Я. Брюсова выбран не случайно. Цель этого выбора — удивить виртуозностью формы, показать, до каких высот искусства слова, совершенства художественной формы может подняться поэт. Если мысленно «разрезать» этот сонет по вертикали, там, где почти в каждой строке стоит тире, то получится ещё 2 сонета — левый и правый, которые сохраняют все особенности строгой сонетной формы: две пары рифм в катренах и французский вариант терцетов.

Действительно, поиск внутренних рифм помогает разгадать загадку, и неслучайно путь к разгадке даёт сам В. Я. Брюсов: в последнем стихе он зовёт искать тайный смысл «в полустихах сонета», отделённых друг от друга значимыми внутристиховыми паузами.

Сумерки Горят электричеством луны На выгнутых, длинных стеблях; Звенят телеграфные струны В незримых и нежных руках. Под сетью пленительно зыбкой Притих отуманенный сквер, И вечер целует с улыбкой В глаза — проходящих гетер. Круги циферблатов янтарных Волшебно зажглись над толпой, И жаждущих плит тротуарных Коснулся прохладный покой.

Как тихие звуки клавира — Далёкие ропоты дня… О сумерки! милостью мира Опять упоите меня!

Беседа Š В чём своеобразие нарисованной поэтом картины современного города? Š Выделите стилевые средства, с помощью которых реальные детали переводятся в иной, символический план. Š Выпишите встречающиеся здесь эпитеты. В чём их специфичность? Какова их роль в реализации смысла стихотворения?

Комментарий. «луна, стебли, струны, да ещё в незримых и нежных руках — что может быть традиционнее? Всё дело в том, что эти романсные образы перенесены в другую среду, изъяты из своих привычных связей, чтобы служить метафоризации городского пейзажа. луны (уже множественное число разрушает привычный образ) оказываются электрическими, струны — телеграфными. Волшебно зажигаются не звёзды, а циферблаты, прохладный покой коснулся не жаждущей земли, а жаждущих тротуарных плит» (Л. Гинзбург). «В целом ряде стихотворений Брюсов развивает тему города, стремясь к тому, чтобы наметить общий «музыкальный» фон городского пейзажа, импрессионистически передать его эмоциональную атмосферу.

Город обёртывается тогда своим ускользающим, призрачным, таинственным лицом. И В.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Избранные страницы творческого наследия русских поэтов Серебряного века