Избранные страницы творческого наследия русских поэтов Серебряного века ч2 - сочинение

Я. Брюсов в пределах городской темы получает способность интимно приближаться к вещам и явлениям городской жизни, улавливать их неповторимый лирический «запах», различать их оттенки и полутона» (Д. Максимов). 2) Поэтическая судьба поэта Игоря Северянина Игорь Северянин (настоящее имя и фамилия Игорь Васильевич лотарев) — истинный поэт и глава петербургских эго-футуристов. Сам по себе Северянин обладал действительно выдающимся талантом. Он — единственный из всех футуристов, о ком восторженно отзывался В. Я. Брюсов: «Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин — истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтёт “Громокипящий кубок”» (1913). Помимо В. Брюсова, об истинности и серьёзности поэтического дарования Игоря Северянина в разное время говорили и писали а. а. Блок, Ф. К. Сологуб, О. Э. Мандельштам, м. Горький, В. В. Маяковский, а. Н. толстой, В. рождественский и многие другие. Игорь Северянин первым из русских поэтов использовал слово «футуризм», вернее «эго-футуризм», выпустив сборник «Пролог. Эго-футуризм» (1911). В 1909 г. стихи поэта, к этому времени за свой счёт издавшего более 30 тоненьких стихотворных брошюрок, были замечены л. Н. толстым, который пришёл в негодование. С той поры, по словам самого поэта, его «стали бранить все, кому было не лень». Эти нападки ещё более усилились после того, как Игорь Северянин объявил о создании нового литературного направления, названного им эгофутуризмом: одним из основных его принципов было объявлено «самоутверждение личности». «Самоутверждался» поэт и в самом деле с редкой отвагой; по словам критика а. Измайлова, «курьёзы нанизывались один за другим на имя Северянина, и имя запоминалось и становилось чудаческим». Однако скоро, после выхода в свет сборника стихов «Громокипящий кубок» (1913), которая предварялась восторженным предисловием Ф. К. Сологуба («явление его — воистину нечаянная радость в серой мгле северного дня»), к Игорю Северянину пришла настоящая слава. Она всегда была несколько двусмысленной. Невзыскательный читатель восторженно принял манерно-изысканные «по эзы», где всё было так красиво: ананасы в шампанском, мороженое в сирени, страна голубых антилоп, феи и королевы в праздничных одеждах, лилии, орхидеи, хризантемы… «Игорь Северянин — действительно поэт, к тому же поэт новый. что он поэт — доказывает богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции, свои и остро пережитые темы. Нов он и тем, что первый из всех поэтов он настоял на праве поэта быть искренним до вульгарности». Стихи Игоря Северянина, несмотря на справедливость многих адресованных поэту упрёков, продолжают привлекать внимание читателя непосредственностью, свежестью восприятия мира, редкостной музыкальностью. Чтение учащимися наизусть стихотворений Игоря Северянина ГРАД Качнуло небо гневом грома, метнулась молния — и град В воде запрыгал у парома, Как серебристый виноград. Вспорхнула искорка мгновенья, Когда июль дохнул зимой — Для новых дум, для вдохновенья, Для невозможности самой… И поднял я бокал высоко,— Блеснули мысли для наград… Я пил вино, и в грёзах сока В моём бокале таял град. Комментарий. Стихотворение описывает летний град — то есть момент проникновения зимы в летнюю жару, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось несоединимым. Град в воде напоминает виноград — и вот уже он тает не в воде, а в вине, серебристая зима проникает в душу лета, невозможное становится возможным. АНАНАСЫ В ШАМПАНСКОМ Ананасы в шампанском! ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском! Вдохновляюсь порывно. И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров! Кто-то здесь зацелован. там кого-то побили. Ананасы в шампанском! Это — пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грёзофарс. Ананасы в шампанском! ананасы в шампанском! Из москвы — в Нагасаки! Из Нью-йорка на марс! Комментарий. Начало второй строфы — звукопись времени с ворвавшимися в быт новыми, тогда магически звучавшими словами: «аэроплан», «экспресс», «автомобиль»… В нервном ритме стихотворения — ритм начала века. «ананасы в шампанском» — ведь это символ времени, его неожиданность и острота, его открытия и изыски, эксцентрическое соединение прежде несовместимого. Как сжато, как ярко и выразительно
— гениально! 3) Поэзия О. Э. Мандельштама «Я научился Вам, блаженны е слова!» Творчество Осипа мандельштама — замечательное явление в русской, но и в мировой поэзии ХХ в. а. а. ахматова говорила, что стихи О. Э. мандельштама появились как будто бы из ничего, не имея прямых литературных предшественников. мандельштам — поэт философского склада, с обострённым интересом к истории. Влюблённый в Древнюю Элладу, он глубоко ощущал связи русской культуры с эллинизмом, полагая, что благодаря этой преемственности «русский язык стал именно звучащей и горящей плотью». В стихотворениях О. Э. мандельштама звучит торжественное, чуть архаичное, полновесное слово. Это поэт большой изобразительной точности; его стих краткий, отчётливый и ясный, изысканный по ритмам; он очень выразителен и красив по звучанию. Насыщенный литературно-историческими ассоциациями, строгий по архитектонике, он требует пристального и внимательного чтения. Для О. Э. мандельштама «нет лирики без диалога», а такой диалог возможен лишь при условии активности читателя, к которому обращается поэт. Мандельштам одним из первых стал писать стихи на гражданские темы. революция была для него огромным событием, и слово «народ» не случайно фигурирует в его стихах. Поэт стал мифом, а его творческая биография — одним из центральных историко-культурных символов XX в., воплощением искусства, противостоящего тирании, умерщвлённого физически, но победившего духовно, вопреки всему воскресающего в чудом сохранившихся стихах, романах, картинах, симфониях. Чтение учащимися наизусть стихотворений О. Э. Мандельштама СУМЕРКИ СВОБОДЫ Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенёт. Восходишь ты в глухие годы,— О, солнце, судия, народ. Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берёт. Прославим власти сумрачное бремя, Её невыносимый гнёт. В ком сердце есть — тот должен слышать, время, Как твой корабль ко дну идёт. Мы в легионы боевые Связали ласточек — и вот Не видно солнца; вся стихия Щебечет, движется, живёт; Сквозь сети — сумерки густые — Не видно солнца, и земля плывёт. Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывёт. мужайтесь, мужи. Как плугом, океан деля, Мы будем помнить и в летейской стуже, Что десяти небес нам стоила земля. Беседа ♦ Сумерками, как известно, называется время рассвета или заката. Какой из этих вариантов используется здесь и как, исходя из этого, понимается вами смысл названия стихотворения? ♦ По-разному, как видно из приведённых выше суждений критиков, истолковывают образ связанных в легионы ласточек и образ вождя. Какое мнение кажется вам более убедительным? Подтвердите его анализом текста. ♦ Почему, говоря о сумрачном времени и столь же сумрачном бремени власти, поэт употребляет по отношению к ним слово «прославим»? ♦ Корабль времени в стихотворении «ко дну идёт», тогда как земля не тонет, но — «плывёт». В чём смысл такого сопоставления (или противопоставления)? V.

Рефлексия.

Подведение итогов урока обобщающее слово учителя — Поэзия Серебряного века — знаменитая «серебряная плеяда», закрывавшая своим творчеством занавес удивительной, самобытной страны с напевным именем — россия. Осколки и обломки этой великой страны до сих пор живут в сердцах многих людей, в сердцах тех, кто остаётся «русским душою». Нам, живущим в XXI в.

, досталось изумительное по красоте поэтическое наследие в виде чудеснейших образов, метафор, подходов в раскрытии тем, захватывающей ритмики стихотворений, богатству языка и, я бы сказала, высочайшей самоотверженности и ответственности последних поэтов той России, за каждую поэтическую строчку, за каждое написанное стихотворение! У Серебряного века есть чему поучиться и можно считать за честь право и возможность равняться на заданную им тональность в отношении к Поэзии. VI.



Домашнее задание 1. Выучить наизусть одно из стихотворений поэтов, чьи имена звучали на уроке. 2. индивидуальное задание (2-3 учащихся). Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве Н. С.

Гумилёва. 3. Подготовить выразительное чтение понравившихся стихотворений Н. С. Гумилёва (1-2 стихотворения).







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Избранные страницы творческого наследия русских поэтов Серебряного века ч2