Сочинения > По произведениям русской литературы > Изучение басни «Волк на псарне» в пятом классе
Изучение басни «Волк на псарне» в пятом классе - сочинение


Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова «Волк на псарне»
Изучение рассказов Тэффи в XІ классе
Язык и мораль басни. Действующие лица в басне. История басни



Басня «Волк на псарне» принадлежит к историческим басням Крылова о войне 1812 года. В основе ее, как известно, лежит конкретный исторический факт, а вся басня передает высокое патриотическое чувство, отражает всенародный патриотический подъем. Напомним учителю, что перед изучением басни не следует сообщать об этом ребятам. Иначе при анализе они пойдут от заданного и будут видеть в Волке только Наполеона, в Ловчем—только Кутузова, а главное — это помешает им понять широкое значение морали басни. Только после того как школьники освоят сюжетную ситуацию басни, поймут ее героев, суть нравоучения, нужно познакомить их с историческими фактами и рассказать, как послание великого баснописца Крылова было принято великим полководцем Кутузовым.

Басня прочитана. Ребята коротко пересказывают, из-за чего поднялся переполох на псарне. — Какими словами рисует автор переполох? —спрашиваем у детей. Задавая этот вопрос, обращаем внимание учеников на активные, действенные глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. В сжатом до предела описании возбужденной, взбудораженной псарни именно глаголы — самые характерные, самые образные слова.

Весь двор поднялся. Как? Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! — кричат. — Огня!

» — Как же ведет себя в этой обстановке Волк? — задаем новый вопрос классу.

Чтобы ребята поняли, как злобен, опасен и хитер Волк (а совсем не жалок, как иногда им кажется), обращаем внимание на несоответствие между тем, что он делает, и его речью. Вот он, прижавшись в угол, сидит.

— Каким рисует его автор в этот момент? — спрашивает учитель.

— Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет,— отвечают дети. — А речь льстивая, заискивающая, лицемерная,—подсказывает учитель.— Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор? Дети отвечают: «Крылов пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню...

». — А Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит». Стремясь закрепить в сознании учащихся ряд важных для характеристики Волка качеств, учитель делает небольшое обобщение: «Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным». Нужно обязательно попробовать прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство.

Можно рассказать ребятам, как Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую. «Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум...». Школьникам понятно, почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка: он ему не верит. Но внимание детей надо обязательно привлечь к словам Ловчего: ведь именно из них вытекает мораль басни. Волк и Ловчий противопоставлены в басне друг другу. Дети доказывают, что Крылов во всем согласен с Ловчим, что он, как автор, сам помогает читателям скорее понять и разоблачить Волка.

С этого и басню начинает: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Все яснее проявляется волчья натура: «Глазами всех съесть хочет», однако понимает, «что тут не перед стадом и что приходит наконец ему расчесться за овец». Автор как будто напоминает читателям старые грехи Волка.

Почти все ученики сами делают попытку связать эту басню с предыдущей басней о Волке. И если уж об этом зашел разговор в классе, то уместно спросить: «Похож ли этот Волк на нашего старого знакомого? Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни?» Да, это тот же Волк — злобный, хищный, беспощадный.

Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит.

Однако при этом остается злобным и опасным хищником. Вот поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов. Предложим ребятам ответить на 6-й вопрос хрестоматии. Затем сам учитель, похвалив детей за правильные догадки, кратко расскажет об истории создания- этой басни. Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, окончательно понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. 23 сентября посол Наполеона граф Лористон прибыл в ставку Кутузова при Тарутине с предложением мирных переговоров, чтобы, как он сказал, «положить предел несогласия между двумя великими народами».

Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры о мире: «Меня проклянет потомство, если признают первым виновником какого бы то ни было примирения. Таков действительный дух моего парода». Решимость Кутузова потрясла Крылова. Через несколько- дней, появившись у друзей, он прочитал новую басню «Волк на псарне».

Все узнали в мудром., седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке — Наполеона. Басня была переписана Крыловым собственноручно и отправлена Кутузову в действующую армию, в знак огромного уважения писателя к мудрому, дальновидному полководцу. Очевидцы рассказывают, как однажды после сражения под Красным Кутузов, собрав вокруг себя солдат и командиров, вынул из кармана листок с басней Крылова и прочитал ее вслух: «При словах «Ты сер, а я, приятель, сед», произнесенных с особой выразительностью, он снял фуражку и указал на свои седины. В ответ раздались одобрительные возгласы и громкое «ура» !. — Но неужели эта мораль применима только для одного конкретного случая?:— спросит учитель.

Нет, мораль басни имеет значение и для нашего времени. Всякий захватчик, посягнувший на чужую землю, ищущий легкой добычи, напоминает героя басни Крылова. (Недаром Ловчий говорит не об одном Волке, а об обоих свойствах этих хищников: «волчью вашу я давно натуру знаю... », «с волками...

не делать мировой!»). Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом, в какую бы шкуру он ни рядился. Урок заканчивается выразительным чтением басни и просмотром диакадров, посвященных ей. В качестве домашнего задания можно предложить ребятам найти и выписать крылатые слова, меткие обороты, перешедшие в пословицы, и подумать над тем, когда они употребляются.

Похожие сочинения


Вопросы и ответы к басне И. А. Крылова «Волк на псарне»
Изучение рассказов Тэффи в XІ классе
Язык и мораль басни. Действующие лица в басне. История басни

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее