Изучение художественного стиля средств выражения русского средневековья - сочинение

Изучение таких показательных для художественного стиля русского средневековья средств выражения, какими являются всевозможные разновидности метафоры-символа, с одной стороны, и плач, как форма передачи  лирических настроений, с другой, приводит к некоторым общим выводам, имеющий для истории и теории литературного стиля древней Руси принципиальное значение.

Мы убедились в том, что светская литература, в самый момент своего возникновения поставившая в центре внимания историческую тему, в способе ее выражения пошла по пути, проложенному народными формами словесного творчества. Литературный эпос XI в. продолжил традиции устных эпических и лирических жанров и широко применил образность живого русского языка. Этими наблюдениями в корне подрывается представление о том, будто бы исходным моментом в процессе образования литературного стиля древней Руси было усвоение переводной книжности.

Вместе с тем выяснилось, что знакомство с этой переводной литературой впало в образующийся русский литературный стиль элементы того международного европейского запаса изобразительных средств, основой для которого послужила Библия и ранняя христианская литература, где сохранились отзвуки древневосточной и античной греческой поэтической системы. В области приемов метафорически-символического стиля международный  характер большинства уподоблений, усвоенных русской литературой через библейско-византийскую книжность, особенно очевиден. Часть этих уподоблений, сохранившаяся в европейских литературах, в том числе и в русской, до нового времени, наглядно иллюстрирует емкость  и выразительность, обеспечившую этим тропам столь длительное существование.

Наконец, наблюдения  показали, что для древнерусской литературы — равно светской  и  церковной — характерно постоянство определённых поэтических- приемов — «формул», выполнявших в течение всего средневековья одну и ту же функцию: изображать типичное доведенное до идеала качество объекта. Наилучше выполнявшие эту функцию словосочетания «сохранялись и в постоянной стилистической форме. По этому признаку средневековая литература сближается с устной поэзией, отражая вместе с ней художественное сознание определенного исторического периода, которое ставило и перед писателем и перед народным поэтом аналогичную задачу — в художественной форме представить общее, а не индивидуальное. Самая форма этого изображения возникала в литературе не только по типу устной поэтики, но принцип ее образования, насколько он обнаруживается в истории метафорически-символического стиля и лиро-эпического плача,— совпадает в книжной и фольклорной практике.

История термина «Средние века» включает созданную Просвещением «черную легенду» («Средние века - время религиозного фанатизма, невежества и упадка искусств»), созданную романтизмом «золоту легенду» («Средние века - время единства искусства и жизни, одинаково одухотворенных религиозным чувством») и культурно-историческую интерпретацию, предложенную французскими историками школы «Анналов» в начале ХХ века. Эта концепция предполагает оценку людей другой эпохи критериями их собственной, а не современной культуры. С этой точки зрения информативность термина «Средние века» ниже, чем самоназвания эпохи - «medium acvum», из которого мы узнаем о важном психологическом феномене - преследовавшем людей того времени ужасе светопреставления.

Чтобы понять и оценить разрыв между нами и людьми Средневековья, можно привести пример, когда их поведение кажется нам нелепым, но на самом деле оно вполне адекватно по меркам их культуры, которых мы не принимаем в расчет. С этим различием мы будем постоянно сталкиваться при изучении средневековой литературы, поэтому о нем лучше знать заранее.

Критически важный период - переход от Античности к Средневековью. Эти три века (IV-VI) ознаменованы тремя революциями, предопределившими «сценарий» средневековой истории: религиозной, геополитической, этнокультурной. Религиозная революция - принятие христианства Римской Империей; геополитическая революция - раздел Римской Империи на Западную и Восточную; этнокультурная революция - Великое переселение народов. Христианизация Империи легализовала на ее территории вторую власть помимо государственной - церковь. Раздел Империи отделил бедный и слабый латинский Запад от богатого и сильного греческого Востока. Великое переселение народов в конце концов сделало Западную Империю добычей германских племен, поделивших ее провинции.

Однако победа поставила пришельцев в трудное положение, отмеченное опасными для них противоречиями с покоренным населением - религиозными, культурными, языковыми. Чтобы в этих условиях сохранить завоевания, германцы должны были иметь с враждебным для них романским окружением некую существенную общность. Поэтому вожди франков, саксов, англов, лангобардов и прочих германских племен приняли крещенье из рук римской церкви. Это событие положило начало нескольким важнейшим процессам средневековой истории: ассимиляции варваров, христианизации варваров, конфронтации светской и духовной власти в Европе.

Далее даются определения ассимиляции и христианизации. Ассимиляция - уподобление одного народа другому по языку и культуре, христианизация - постепенное вытеснение христианской системой ценностей язычества в сознании германцев. В результате этих процессов исчез конфликт вер, языков и обычаев, поскольку из победителей и побежденных сложились совершенно новые этнические общности - французы, англичане, испанцы, итальянцы, то есть современные европейские народы. Х

Характерная для раннесредневековой Европы оппозиция христианства и язычества в эпоху Высокого Средневековья сменилась борьбой и взаимодействием крупных социальных групп - сословий.

Эта разница состояний средневекового общества в двух его хронологических срезах определяет структуру этого курса. Он также имеет две части, посвященных, соответственно, литературе раннего и зрелого Средневековья. При изучении литературы раннего Средневековья нас будут интересовать памятники христианской и языческой культуры, а при знакомстве с литературой зрелого Средневековья - ее сословная дифференциация.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Изучение художественного стиля средств выражения русского средневековья