Историография истории литературы - сочинение

Историографии литературоведения, и в частности историографии истории литературы, пока не существует как специальной научной дисциплины, хотя в любой литературоведческой диссертации есть обязательный раздел, посвященный анализу критической литературы по теме исследования. Такая дисциплина необходима не только для признания возможности открытий в области гуманитарных знаний (каким является, например, открытие М. М. Бахтиным целого мира средневековой смеховой культуры), но и для того, чтобы не возникало иллюзии, будто все, что излагается в истории литературы, носит объективный характер, не зависимый от точки зрения исследователя. Например, огромная литература об эпохе Возрождения создает представление, что Возрождение — это некий точный термин, обозначающий реально существовавшую эпоху в истории человечества. Между тем, если знать, что представление о Возрождении как отдельной эпохе сложилось лишь во второй половине XIX в.,' станет понятным, почему Возрождение — это культурологический, а не общеисторический термин, почему в 1930 г. Й.

Хёйзинга предложил вообще не использовать это понятие как малопродуктивное и безосновательное (статья «Проблема Возрождения»), почему одни ученые утверждали, что был не один, а несколько Ренессансов (У. Фергюс-сон, Э. Панофский и др.), а другие — что Ренессанса вообще не было (Л. Торндайк, Р.

Мунье и др.). Создание истории литературы требует не только выработки общей концепции (одна из первых принадлежит Жермене де Сталь, которая в трактате «О литературе», вышедшем в 1800 г. , разделила литературы на «южные» и «северные», «классические» и «романтические»), но и группировки и описания огромных пластов литературного материала. Первые авторитетные истории всемирной (всеобщей) литературы появились в конце XIX — начале XX в.

в России («Всеобщая история литературы» под ред. В. Ф. Корша и А. Кирпичникова, 4 т., 1880—1892), Германии («Иллюстрированная всемирная история литературы» И.

Шерра, 3 т., 1884—1885; «История всемирной литературы и театра всех времен и народов» И. Харта, 2 т. , 1894; «История литературы всех народов» О. фон Лейкснера, 4 т.

, 1898 — 1899; «История мировой литературы» К. Буссе, 2 т., 1910—1913), Франции («Литературное развитие различных племен и народов» Ш.

Летурно, 1894), США («Литература всех наций и всех веков» под ред. Д. Хоторна и др.

, 10 т. , 1902) и др.

Наиболее интересные издания последних десятилетий — «История литератур» под ред. Р. Кено (3 т., Париж, 1957—1963), «Всемирная литература» Б. Б.

Травика (2 т. , Нью-Йорк, 1963—1964), «Всемирная история литературы» под ред. Ф. Й.

Биллесков-Янсена (12 т., Стокгольм, 1971 — 1974), «Великие писатели мира» под ред. П. Брюнеля и Р.

Жоанни (5 т., Париж, 1976—1978), «Всемирная история литературы» (8 т.

, М. , 1983— 1994, неоконч. изд.). Основные категории (термины) истории литературы. К ключевым категориям истории литературы можно отнести такие, как «литературный процесс» (и ряд сопутствующих понятий, в том числе стабильные и переходные периоды, эпохи), «литературный факт», «жанр» (и «система жанров»), «направление», «течение», «школа», «движение», «художественный метод» (и сопутствующие этому понятию категории «концепция мира, человека и искусства», «нравственно-эстетический идеал»), «стиль». Литературный процесс.

Термин появился в конце 1920-х годов для характеристики исторического существования, функционирования и эволюции литературы как целостности, воспринимаемой в контексте культуры. Историко-теоретический анализ позволил представить эволюцию литературного процесса не как линейное развитие, а как диалектическую смену стабильных и переходных периодов.

Для периодов стабилизации, которые можно назвать эпохами, характерны стремление к систематизации, известная замкнутость границ в сформировавшихся системах, поляризация литературных тенденций и выдвижение какой-либо основной тенденции и — как правило — альтернативной ей тенденции на центральные позиции (классицизм и барокко в XVII в. , романтизм и реализм в XIX в.

). Нередко главная тенденция дает название периоду (например, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения). Напротив, переходным периодам свойственны быстрые изменения «географии культуры», необычайная пестрота литературных явлений, многообразие направлений развития литературы без видимого предпочтения какого-либо одного из них, известная открытость границ художественных систем, экспериментирование, приводящее к рождению новых литературных явлений, возникновение пред - и постсистем (предромантизм, неоклассицизм и т.

д.), отличающихся от основных систем высокой степенью неопределенности и фрагментарности. Лишь последующее развитие литературы позволяет ответить на вопрос, в каком направлении произошел переход, внутри же периода он ощущается как некая неясность, повышенная изменчивость, заметная аморфность большого числа явлений. Каждый период литературы (стабильный или переходный) порождает свой тип писателя и его мировосприятия, а также утверждает свой специфический образ человека.

Стабильные и переходные периоды чередуются. В последние столетия переходные периоды в основном совпадают с рубежами веков. Эта характеристика справедлива и для развития культуры в целом.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Историография истории литературы