Сочинения > По произведениям русской литературы > И Калинец «Писанки» «Мальчик Фигурка»
И Калинец «Писанки» «Мальчик Фигурка» - сочинение


Мальчик и Великан
Звёздный Мальчик
Мальчик, складывающий слово «вечность»


Цель: продолжить знакомить школьников с творчеством И. Калинца, проанализировать его программные поэзии; выяснить идейно-тематическое направление, объяснить особенности названия; определить реальное и мысленное, охарактеризовать образы (мама, мальчик-фигурка); развивать творческое мышление, культуру связной речи, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения, впечатления; умение самостоятельно осмысливать прочитанное; формировать эстетичные вкусы школьников; воспитывать любовь к поэтическому слову, маме — ценнейшему человеку для каждого; уважение к творчеству И. Калинца, народному искусству.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет И. Калинца, библиотечка его произведений для детей, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами:

• Чем близки нам поэтические произведения И. Калинца из цикла «Чудомир»?

• С какой целью И. Калинец в своих произведениях объединяет выдуманное, фантастическое и реальное?

• Какие виды искусства вам известны? Какому из них вы отдаете предпочтение? Почему?

• Как связаны между собой понятие Родина, родной дом, матушка? В чем важность этих понятий для каждого человека?

• Почему И. Калинца можно считать творцом национальной культуры, истории, воспитания будущего?

III. Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности учеников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

    Писать для детей - это наслаждение, а самый благодарный читатель - это дети.

    И. Калинец.

    Все дороги - дороги,

    А к матери - тропинка...

    В. Коломиец.

    Поэзия И. Калинца - благоухание волшебного Евшан-зелья, которое возвращает нас к родной земле, к мамочке Украине.

    Н. Кирьян.

1. Вступительное слово учителя об особенностях творческого метода И. Калинца

(Высказывание Г. Ильницкого).

«...Здесь властвует игра воображения, попытки персонификации явлений природы и разных вещей, которые нас окружают. Здесь встречаем тонкую наблюдательность и точность психологических характеристик... Конкретность деталей объединена с историческими ассоциациями, фольклорной символикой, и все вместе создает яркую мозаику очеловеченной природы. Поэт демонстрирует мастерство не только психологизации явлений окружающего мира, а и создание сказочных сюжетов, рассчитанных и на детское восприятие, и вместе с тем укорененных в глубины народной жизни, и рассчитанных на глубокое прочтение...».

2. Анализ поэзии И. Калинца «Писанки».

2.1. Выразительное чтение произведения.

2.2. Тема: изображение волшебной красоты, которую создают мамины руки с помощью «странного писачка».

2.3. Идея: прославление материнской работы, ее талантливости, любви, стремления воссоздать удивительный мир для своего ребенка.

2.4. Основная мысль: мамины руки способны воссоздать удивительное, замечательное, красивое, то, что навсегда останется в детском воображении, в мечтах.

2.5. Обсуждение содержания стиха с вопросами:

• Известно ли вам что-нибудь о писанке?

• Что необходимо человеку для того, чтобы создавать писанки? (Дарование, талант, умение, творческое воображение, желание, настроение).

• Почему И. Калинец избрал автором писанок свою мать?

• С помощью чего мать разрисовывает вещи?

• Можно ли считать ее волшебницей?

• Каким представляет мир ребенок с помощью маминых писанок? (Удивительным).

• В чем удивительность мира, который открыла мать для своего ребенка? Прочитайте, как об этом сказано в произведении.

• Что мы представляем, читая поэзию?

• Какое значение предоставляется в стихе солнцу и ладоням матери?

• Какие краски преобладают в маминых писанках?

• Расскажите, какие вы видели писанки? Что на них было отображено?

• Чему учит нас эта поэзия?

• А пробовал ли кто-то из вас создавать писанки?

• Какое значение имеют писанки для лирического героя произведения и каждого из нас?

2.6. Художественные особенности поэзии:

• эпитеты: «странный писачок», «золотой компот», «стилизованные сады», «ясные солнца».

• метафоры: «странствует писанка», «писанка оранжево горит», «изобилуют цветы», «олени бродят», «сады сплетаются», «кружевом мерцает», «полил в мир ... мечтаний», «солнце котилось».

• сравнение: «...как удивительный мир», «...как сгусток солнца».

2.7. Ориентировочный план характеристики образа мамы.

1) Мать - творец Чудомира: а) умение оживить мечту; б) художественное мастерство;

в) гармоничная связь с природой; г) богатая на фантазию.

2) Черты материнского характера: а) трудолюбие; б) доброта; в) искренность; г) внимательность; д) открытость.

3) Мать - святыня каждого человека.

2.8. Дополнительный материал.

2.8.1. Загадка:

Подошел один человек к другому и говорит: «Ты мне сын, а я тебе не отец». Кто она? (Мать).

2.8.2. Народные пословицы:

• Нет того товара, чтобы купить маму.

• Мама - верная советчица.

• Все купишь, лишь отца и маму - нет.

• Мамы ни купишь, ни заслужишь.

• Все можно купить, только маму нет.

• Нет в мире цветов, лучше маковочки; нет же и рода, роднее мамочки.

• Как мать родная, то и рубашка беленькая.

• Материнская молитва со дна моря вынимает.

• Мать с малышами, как ласточка с птенцами.

• Слепой щенок и тот к матери лезет.

• На солнце тепло, а возле матери хорошо.

• Матери каждого ребенка жаль, так как какой палец не порежь, то все болит.

3. Обработка произведения И. Калинца «Мальчик-фигурка, который удовлетворен собой».

3.1. Вступительное слово учителя.

И. Калинец принадлежит к шестидесятникам. С 1972 по 1981 годы был репрессирован и находился в заключении на Урале и в ссылке в Забайкалье. Именно в заключении начал писать для детей и своей несовершеннолетней дочери Звениславы, маленьких племянников Маркиана и Назара и детей своих друзей («Книжечка для Звонки», «Девочка и цветы», «Господин Никто»). Книжечки  для детей посвящены внучке Анне, написанные уже в 90-х во Львове. («Такое себе», «Глупые сказки», «Почти сказки» и др.)

3.2. Выразительное чтение и пересказ интересных эпизодов из произведения.

3.3. Тема: изображение фантастического существа - мальчика-фигурки (Ха-еф), который старается самоутвердиться среди человеческого окружения и доказать свое превосходство над ним.

3.4. Идея: осуждение хвастливости, чрезмерной уверенности в себе, легкомысленности, прославление правдивости, веры в свободу, независимую жизнь.

3.5. Основная мысль:

1) стремление самоутвердиться в жизни, быть независимым;

2) человек должен всегда полагаться на собственные силы, ум, а не надеяться на что-то фантастическое, сказочное.

3.6. Сюжет.

Анна нарисовала на запотевшем стекле окна трамвая человека-фигурку, который оживает. Это существо живет сначала у Анны, потом у Соломийки, Богдана; каждому из них она написала свое жизнеописание. Ха-Еф, такое короткое имя фигурки, хочет, чтобы его хвалили, рядом с его изображением ставили знаки ?, !, обводили разноцветными карандашами.


Похожие сочинения


Мальчик и Великан
Звёздный Мальчик
Мальчик, складывающий слово «вечность»

ТОП 3 популярных



Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее