Сочинения > По произведениям русской литературы > И Калинец «Писанки» «Мальчик Фигурка»
И Калинец «Писанки» «Мальчик Фигурка» - сочинение


Мальчик и Великан
Звёздный Мальчик
Мальчик, складывающий слово «вечность»



Цель: продолжить знакомить школьников с творчеством И. Калинца, проанализировать его программные поэзии; выяснить идейно-тематическое направление, объяснить особенности названия; определить реальное и мысленное, охарактеризовать образы (мама, мальчик-фигурка); развивать творческое мышление, культуру связной речи, грамотно высказывать собственные мысли, чувства, наблюдения, впечатления; умение самостоятельно осмысливать прочитанное; формировать эстетичные вкусы школьников; воспитывать любовь к поэтическому слову, маме — ценнейшему человеку для каждого; уважение к творчеству И. Калинца, народному искусству. Тип урока: усвоение новых знаний. Оборудование: портрет И. Калинца, библиотечка его произведений для детей, дидактический материал (тестовые задачи, карточки). Ход урока. I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний. Беседа с вопросами: • Чем близки нам поэтические произведения И. Калинца из цикла «Чудомир»? • С какой целью И. Калинец в своих произведениях объединяет выдуманное, фантастическое и реальное? • Какие виды искусства вам известны? Какому из них вы отдаете предпочтение? Почему? • Как связаны между собой понятие Родина, родной дом, матушка? В чем важность этих понятий для каждого человека? • Почему И. Калинца можно считать творцом национальной культуры, истории, воспитания будущего? III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности учеников. IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала. Писать для детей - это наслаждение, а самый благодарный читатель - это дети. И. Калинец. Все дороги - дороги, А к матери - тропинка... В. Коломиец. Поэзия И. Калинца - благоухание волшебного Евшан-зелья, которое возвращает нас к родной земле, к мамочке Украине. Н. Кирьян. 1. Вступительное слово учителя об особенностях творческого метода И. Калинца (Высказывание Г. Ильницкого). «...Здесь властвует игра воображения, попытки персонификации явлений природы и разных вещей, которые нас окружают. Здесь встречаем тонкую наблюдательность и точность психологических характеристик... Конкретность деталей объединена с историческими ассоциациями, фольклорной символикой, и все вместе создает яркую мозаику очеловеченной природы. Поэт демонстрирует мастерство не только психологизации явлений окружающего мира, а и создание сказочных сюжетов, рассчитанных и на детское восприятие, и вместе с тем укорененных в глубины народной жизни, и рассчитанных на глубокое прочтение...». 2. Анализ поэзии И. Калинца «Писанки». 2.1. Выразительное чтение произведения. 2.2. Тема: изображение волшебной красоты, которую создают мамины руки с помощью «странного писачка». 2.3. Идея: прославление материнской работы, ее талантливости, любви, стремления воссоздать удивительный мир для своего ребенка. 2.4. Основная мысль: мамины руки способны воссоздать удивительное, замечательное, красивое, то, что навсегда останется в детском воображении, в мечтах. 2.5. Обсуждение содержания стиха с вопросами: • Известно ли вам что-нибудь о писанке? • Что необходимо человеку для того, чтобы создавать писанки? (Дарование, талант, умение, творческое воображение, желание, настроение). • Почему И. Калинец избрал автором писанок свою мать? • С помощью чего мать разрисовывает вещи? • Можно ли считать ее волшебницей? • Каким представляет мир ребенок с помощью маминых писанок? (Удивительным). • В чем удивительность мира, который открыла мать для своего ребенка? Прочитайте, как об этом сказано в произведении. • Что мы представляем, читая поэзию? • Какое значение предоставляется в стихе солнцу и ладоням матери? • Какие краски преобладают в маминых писанках? • Расскажите, какие вы видели писанки? Что на них было отображено? • Чему учит нас эта поэзия? • А пробовал ли кто-то из вас создавать писанки? • Какое значение имеют писанки для лирического героя произведения и каждого из нас? 2.6. Художественные особенности поэзии: • эпитеты: «странный писачок», «золотой компот», «стилизованные сады», «ясные солнца». • метафоры: «странствует писанка», «писанка оранжево горит», «изобилуют цветы», «олени бродят», «сады сплетаются», «кружевом мерцает», «полил в мир ... мечтаний», «солнце котилось». • сравнение: «...как удивительный мир», «...как сгусток солнца». 2.7. Ориентировочный план характеристики образа мамы. 1) Мать - творец Чудомира: а) умение оживить мечту; б) художественное мастерство; в) гармоничная связь с природой; г) богатая на фантазию. 2) Черты материнского характера: а) трудолюбие; б) доброта; в) искренность; г) внимательность; д) открытость. 3) Мать - святыня каждого человека. 2.8. Дополнительный материал. 2.8.1. Загадка: Подошел один человек к другому и говорит: «Ты мне сын, а я тебе не отец». Кто она? (Мать). 2.8.2. Народные пословицы: • Нет того товара, чтобы купить маму. • Мама - верная советчица. • Все купишь, лишь отца и маму - нет. • Мамы ни купишь, ни заслужишь. • Все можно купить, только маму нет. • Нет в мире цветов, лучше маковочки; нет же и рода, роднее мамочки. • Как мать родная, то и рубашка беленькая. • Материнская молитва со дна моря вынимает. • Мать с малышами, как ласточка с птенцами. • Слепой щенок и тот к матери лезет. • На солнце тепло, а возле матери хорошо. • Матери каждого ребенка жаль, так как какой палец не порежь, то все болит. 3. Обработка произведения И. Калинца «Мальчик-фигурка, который удовлетворен собой». 3.1. Вступительное слово учителя. И. Калинец принадлежит к шестидесятникам. С 1972 по 1981 годы был репрессирован и находился в заключении на Урале и в ссылке в Забайкалье. Именно в заключении начал писать для детей и своей несовершеннолетней дочери Звениславы, маленьких племянников Маркиана и Назара и детей своих друзей («Книжечка для Звонки», «Девочка и цветы», «Господин Никто»). Книжечки для детей посвящены внучке Анне, написанные уже в 90-х во Львове. («Такое себе», «Глупые сказки», «Почти сказки» и др.) 3.2. Выразительное чтение и пересказ интересных эпизодов из произведения. 3.3. Тема: изображение фантастического существа - мальчика-фигурки (Ха-еф), который старается самоутвердиться среди человеческого окружения и доказать свое превосходство над ним. 3.4. Идея: осуждение хвастливости, чрезмерной уверенности в себе, легкомысленности, прославление правдивости, веры в свободу, независимую жизнь. 3.5. Основная мысль: 1) стремление самоутвердиться в жизни, быть независимым; 2) человек должен всегда полагаться на собственные силы, ум, а не надеяться на что-то фантастическое, сказочное. 3.6. Сюжет. Анна нарисовала на запотевшем стекле окна трамвая человека-фигурку, который оживает. Это существо живет сначала у Анны, потом у Соломийки, Богдана; каждому из них она написала свое жизнеописание. Ха-Еф, такое короткое имя фигурки, хочет, чтобы его хвалили, рядом с его изображением ставили знаки ?, !, обводили разноцветными карандашами.

Похожие сочинения


Мальчик и Великан
Звёздный Мальчик
Мальчик, складывающий слово «вечность»

ТОП 3 популярных


  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение на тему описание друга
  3. Моя семья сочинение

Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее