👍Сочинение Какие перспективы у жанра баллады По произведениям русской литературы
Какие перспективы у жанра баллады - сочинение

Эта жанровая форма лирики возникла в средние века в Провансе, и ввели ее первыми в творческий обиход куртуазные поэты. Означало слово «баллада» всего-навсего плясовую песнь, сопровождавшуюся припевом. Указание на танцевальный характер стихотворения содержится в термине: ballade - франц. - танцевальная песня, ballet - франц. - танец.

Поэзия провансальных трубадуров изначально отличалась усложненностью. Как известно, они изобрели рифму, которая позволила изыскано выстраивать строфы, нередко используя во всем стихотворении всего несколько рифм. В XV веке баллада обретает популярность и за ней окончательно закрепляется строгая рифмовка. Баллада состоит из трех строф с одинаковой рифмой. Строфа может в свою очередь состоять из восьми строк, соответственно рифмовка: ababbcbc, - стих в этом случае восьмисложный. Строфа может состоять и из десяти строк, соответственно рифмовка: ababbccdcd, - стих в этом случае десятисложный.

В таком виде баллада окончательно оформилась в творчестве Франсуа Вийона. В 1458 году при дворе герцога Карла Орлеанского, сочинявшего недурные баллады, Ф. Вийон принял участие в состязании поэтов. Герцог-меценат предложил первую строку, которую следовало продлить и развить. Так появилась «Баллада поэтического состязания в Блуа»:

    От жажды умираю над ручьем.
    Смеюсь сквозь слезы и тружусь играя.
    Куда бы ни пошел, везде мой дом,
    Чужбина мне - страна моя родная.
    Я знаю все, я ничего не знаю.
    Мне из людей всего понятней тот,
    Кто лебедицу вороном зовет.
    Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
    Нагой, как червь, пышнее всех господ.
    Я всеми принят, изгнан ото всюду.

Переводчик Ф. Вийона Илья Эренбург строго следует принципам построения баллады. Рифмовка десятистрочной строфы:

AbAbbCCdCd.

Мужская рифма (А,С) чередуется с женской (b,d). Строки десятисложные, строф всего три. Завершается баллада четвертой короткой строфой:

    Не знаю, что длиннее - час иль год,
    Ручей иль море переходят вброд?
    Из рая я уйду, в аду побуду -
    Отчаянье мне веру придает.
    Я всеми принят, изгнан ото всюду

Это так называемая посылка (envoi), в ней следующая рифмовка:

CCdCd.

В балладах используется множество повторов. Рефрен, или, правильнее,  эпифора, которой заканчиваются все четыре строки. В «Балладе примет» используется анафора: все строки в балладе имеют одинаковое начало:

    Я знаю, кто по-щегольски одет,
    Я знаю, весел кто и кто не в духе,
    Я знаю тьму кромешную и свет,
    Я знаю - у монаха крест на брюхе,
    Я знаю, как трезвонят завирухи,
    Я знаю, врут они, в трубу трубя,
    Я знаю, свахи кто, кто повитухи,
    Я знаю все, но только не себя.

В восьмистрочной строфе переводчик И. Эренбург соблюдает соответствующую рифмовку:

    AbAbbCbC.

Каждая строфа завершается рефреном. Заключительная четвертая строфа состоит из четырех строк:

    Я знаю, как на мед садятся мухи,
    Я знаю Смерть, что рыщет, все губя,
    Я знаю книги, истины и слухи,
    Я знаю все, но только не себя.
    Рифмовка в посылке:
    bCbC.

В поэзии Ф. Вийона и его современников баллада обрела твердую строгую форму, требуя неукоснительного соблюдения рифмовки, повторяющейся в трех строфах, и упрощенной рифмовки в заключительной четвертой строфе. Однако в таком виде баллада далее просуществовала недолго в творческой практике  Клемана Маро. Форма, определившаяся в XVI в., соблюдалась в наше время лишь переводчиками и подражателями старинным образцам.

Впрочем, при обращении современных авторов неизменно возникают отступления от канона. В 1930 г.  Б. Пастернаком написана «Баллада» («Дрожат гаражи автобазы...») и «Вторая баллада» («На даче спят. В саду до пят...»). Обе баллады близки старинным канонам: восьмистрочные строфы, всего три рифмы в каждой из баллад, наличие рефрена:

    На даче спят. В саду до пят
    Подветренном, кипят лохмотья.
    Как флот в трехъярусном полете,
    Деревьев паруса кипят.
    Лопатами, как в листопад,
    Гребут березы и осины.
    На даче спят, укрывши спину,
    Как только в раннем детстве спят.

Последняя строка становится рефреном. Схема рифмовки не вполне соответствует принятой в средневековье, но близка образцам Ф. Вийона:

AbbAAccA.

Пастернак несколько усложняет восьмистрочную строфу: она состоит из двух четверостиший с повторяющейся кольцевой рифмовкой, но различными срединными рифмами. Строф пять, а не четыре. Все строфы равного объема, короткой строфы с посылкой нет. Впрочем, в последней, пятой, строфе автор отделяет три последних строки, которые выполняют роль envoi:

    Спи, быль. Спи жизни ночью длинной.
    Усни, баллада, спи, былина,
    Как только в раннем детстве спят.

Опыт Б. Пастернака, в совершенстве владевшего поэтической техникой, позволяет сделать вывод, что принципы построения баллады не столь строги, как, например, структура сонета. Допускается различный объем текста, позволительны разные виды рифмовки, но при этом необходимы повторы фраз, созвучия, мелодичность, что указывает на генетическое сродство с балладой - плясовой песнью. Песенность - главное отличительное свойство всех разновидностей балладного жанра.

Но наряду с формальными признаками баллада обладает и содержательными критериями. Независимо от структуры текста, балладой стали называть лиро-эпические сюжетные стихотворения фольклорного происхождения или авторские, но созданные на материале фольклора.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Какие перспективы у жанра баллады