Комедия «Горячее сердце» в постановке Московского Художественного театра - сочинение

Прежде всего, следует заметить, что в спектакле Художественного театра режиссеры и артисты при изображении жизни темного царства широко пользовались приёмом гротеска. Однако гротеск в спектакле не противостоял глубокому раскрытию психологии героев, «...настоящий гротеск, — писал К. С. Станиславский,  это внешнее, наиболее яркое, смелое оправдание огромного, всеисчерпывающего до преувеличенности внутреннего содержания. Надо не только почувствовать и пережить человеческие страсти во всех их составных всеисчерпывающих элементах, — надо еще сгустить их и сделать выявление их наиболее наглядным, неотразимым по выразительности, дерзким и смелым, граничащим с шаржем».

В соответствии с замыслом режиссуры, артист В. Грибунин рисовал купца Курослепова объевшимся, опившимся, потерявшим человеческий облик. Ко всему безразличный, Курослепов более всего хотел бы, чтобы его не тревожили, оставили в покое. Курослепов в спектакле явился олицетворением сонной, патриархальной России.

Городничий Градобоев в исполнении М. М. Тарханова — помесь волка и хищной лисицы. Это по-своему неглупый, не лишенный чувства юмора человек, но положение городничего ставит его над людьми и развращает. В своем городе это маленький царек.

     «До бога высоко, а до царя далеко... А я у вас близко, значит, я вам и судья», — говорит Градобоев горожанам. Тарханов зло высмеивает мнимую близость народа и власти. Он наглядно показывает, что патриархально-благодушные отношения между городничим и калиновцами покоятся на темноте и невежестве последних. «Как же мне вас судить теперь? Ежели судить вас по закону...» И калиновцы умоляют его: «,Нет, уж за что же, Сера-пион Мардарьич!»

Можно ли более едко посмеяться над законами, действующими в Российской империи, нежели это сделал Островский? Смех Островского в спектакле Художественного театра звучит в полную силу. Под маской добродушия Тарханов в ряде сцен показывает оскал хищника. Сопротивление вызывает у него злобу и ожесточение. Так, в разговоре с Силаном от показного благодушия не остается и следа.

Одним из наиболее ярких образов спектакля стал купец Хлынов в исполнении И. М. Москвина. Хлынов и хлыновщина — это порождение бессмысленной, лишенной идеалов жизни. Обладая властью и богатством, Хлынов не знает, как и чем себя занять, его неуемная энергия тратится на кутежи, дебоши и глупые забавы. «С разбойничьим свистом врывается он в тихий город Курослепова и Градобоева... Мирно дремлет под солнцем Калинов, мирно смотрят друг на друга через площадь присутственное здание с облупившимися колоннами и такой же облупленный грязно-белый острог... И вдруг вдали слышится удалая и протяжная песня, словно разинские струги плывут по тихой реке; приближается песня, приближается лодка-лебедь.

Певчие в малиновых кафтанах, похожие на боярских слуг, поют, присвистывают, бьют в бубны. Ими дирижирует, стоя на носу лодки, рыжий человек в зеленой атласной жилетке, ослепительно блестящей на солнце. Лодка причаливает, человек выскакивает на берег и поворачивается к зрителю своей широкой рожей с удивительной залихватской рыжей бородой; на его жилете бренчит ряд медалей, напоминающих золотые рубли. И сразу он словно двоится, троится, распадается на нескольких Хлыновых, одновременно появляющихся в разных местах; насколько статичны и неторопливы Курослепов и Градобоев, настолько подвижен Хлынов — Москвин... Покуролесив в трех картинах, Хлынов исчезал со сцены, и все снова погрузилось в сонную тишь. Так дополняли друг друга в спектакле «калиновское» начало — тупая, тихая, бесцельная жизнь домашних тиранов и скопидомов, и «хлыновщина»: Хлынов мотал деньги, бросал их на ветер, вроде был противоположен сонным скопидомам Калинова и в то же время являлся их порождением, их неотъемлемой частью».

По замыслу К. С. Станиславского, России курослеповых, градобоевых и хпыновых в спектакле должна была противостоять Россия народная, Россия людей с горячим сердцем. Наиболее ярким воплощением этой России стал дворник Силан в исполнении Н. П. Хмелева. Силан Хмелева — ворчливый, хитрый, себе на уме старичок. Он зорко присматривается ко всему, что происходит в городе, в доме Курослепова, обо всем имеет свое мнение. Силан осуждает жизнь курослеповых и градобоевых. В его речи постоянно чувствуется насмешка над хозяевами жизни. Независимость Силана ярко раскрывается в его диалоге с Градобоевьш. На окрик Градобоева «Молчи!» Силан отвечает — «Молчу», но отвечает так, что Градобоев вынужден повторить свой приказ. Силан не сдается. Градобоев явно нервничает. Во второй и третий раз он требует от Силана повиновения. И снова Силан отвечает ему спокойно, с достоинством и с полным сознанием своего превосходства. Последнее слово в этом поединке остается за ним.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Комедия «Горячее сердце» в постановке Московского Художественного театра