Композиционная роль лирических отступлений в романе «Молодая гвардия» - сочинение

Композиционная роль лирических отступлений весьма многообразна. В одном случае это обращение самого автора к читателю, в другом — к какому-нибудь персонажу, в третьем — от имени одного из персонажей к другим действующим лицам. Лирические отступления насыщены воспоминаниями писателя, отражают его жизненный опыт, его симпатии или антипатии к своим героям. Они усиливают также восприятие и оценку читателем главных героев, их характеров и поведения. В лирических отступлениях писатель может усилить впечатление от безобразия, уродства изображаемых им характеров.

Так делал Гоголь, - изображая Плюшкина; он как бы старался вызвать у читателя отвращение к такому типу людей: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек? Мог так измениться? И похоже на правду?

— Все похоже на правду, всё может статься с человеком...» Показывая в «Тарасе Бульбе» могучие, цельные характеры людей, которые сформировались в условиях казацкого товарищества, Гоголь слагает гимн Запорожской Сечи: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину». Лирические отступления служат для выражения писателем его отношения к изображаемой им действительности и в лиро-эпических произведениях.

Так, Маяковский в поэме «Хорошо!» в лирических отступлениях с особой силой говорит о своём, общем у него со всеми советскими людьми отношении к Родине:

    Но землю,
    которую
    завоевал
    и полуживую
    вынянчил, где с пулей встань,
    с винтовкой ложись,
    где каплей
    льёшься с массами,—
    с такою
    землею
    пойдешь
    на жизнь,
    на труд,
    на праздник
    и на смерть!

Теперь мы рассмотрим специфику лирических отступлений в романе А. Фадеева «Молодая гвардия». Лирические отступления в романе помогают раскрыть душевный мир героев Фадеева. Отступление о руках матери — взволнованный монолог, в котором вырисовывается один из самых ярких образов романа — образ матери. Это гимн материнской любви, самоотверженности, неутомимому труду. Композиционно отступление связано с изображением в романе Олега Кошевого. Мысли сына о матери непосредственно продолжает автор, и трудно сказать, где кончаются слова Олега и начинаются слова писателя. Авторские отступления говорят о «светлом потоке чувств», о великом значении дружбы в жизни человека, особенно когда он вступает в жестокую и опасную борьбу. Композиционно лирическое отступление построено так, что оно углубляет представление о дружбе, как о великой силе, необходимой человеку в борьбе: «Как часто самые близкие люди вмешиваются со своим опекунством в дела любви, сводят, разводят, передают дурное, что слышат о любимом тобой человеке... Если бы они знали, сколько они зла причиняют этим, сколько отравляют чистых ми-нут, которые не повторяются никогда в жизни!» Отступление о друге связано с биографией писателя. Оно посвящено памяти погибшего друга юности. Это отступление говорит о самом дорогом — о счастье юношеской дружбы. Тоской, скорбью и одновременно глубокой верой в правоту революционного дела проникнуты эти строки. Они тесно связаны с основной идеей романа, служат своеобразным вступлением к его финалу: «Друг мой! Друг мой…! Я приступаю к самым скорбным страницам повести и невольно вспоминаю о тебе...» В лирическом отступлении о Сергее Тюленине писатель как бы окидывает взглядом жизненный путь любимого героя, показывает, как в ходе смертельной борьбы с немцами романтические порывы воплощаются в реальные подвиги. Благодаря лирическому отступлению в романе обозначилась и внутренняя связь между старшим и юным поколениями советских людей. В этом — идейно-композиционная роль отступления. А. Фадееву удалось в романе, посвящённом советской молодежи, показать мир её мыслей и чувств, горячих стремлений и надежд, её беспримерный героизм. Среди героев романа А. Фадеева «Молодая гвардия», простых юношей и девушек, ставших борцами за свободу с фашистскими захватчиками, трудно выделить какую-то одну фигуру: все они, несмотря на различие характеров и поступков, в равной степени являются героями и идеалом. Но из всех мне наиболее близок Сергей Тюленин. Молодогвардейцы вышли из различной среды, разных семей, но одно у них было общее — несгибаемая воля к борьбе за свободу. По твердости характера Сергей Тюленин выгодно выделялся среди прочих. Он был смелый, решительный, умный, находчивый, мог найти выход из любого положения. Веселье и новые идеи всегда били ключом у него, простого деревенского парнишки. Мать его — простая женщина, труженица, отец, которого звали «дедом», был рабочим, потратившим все свое здоровье на тяжелый труд, чтобы содержать семью. Родители воспитывали Сережу выносливым, сильным, а главное — отзывчивым и добрым, пренебрегающим опасностями, смелым до дерзости, но не безрассудства. Характер у Сергея был замечательный и вместе с тем своеобразный. Сергей был донельзя прост в общении с друзьями и в жизни, о чем можно судить даже по его внешнему виду: босой, слегка растрепанный, но внимательный, наблюдательный и смекалистый. Он был парнем немного с хитрецой, но никогда не держал в голове что-либо злое или подлое по отношению к товарищам. С первых страниц романа в Тюленине виден настоящий народный герой — простой, вышедший из глубин народа человек, беззаветный и убежденный боец. В борьбе с оккупантами и проявились в полной мере эти качества его характера: твердость, несгибаемость воли и мужество, почти неожиданные в таком юном человеке. Узнав о том, что фашисты заняли Краснодон, он первым и с самых первых дней включился в беспощадную борьбу с захватчиками. По своей собственной инициативе, чувствуя, что он не сможет жить в оковах чужеземного рабства, Тюленин сделал бутылки с зажигательной смесью и поджег штаб фашистов. Он ив дальнейшем вместе с товарищами проводит отважные операции: к примеру, мстит предателю Фомину, вывешивает красные флаги на зданиях, участвует в других делах молодогвардейцев. Как и все его товарищи, он был казнен, но встретил смерть мужественно. За проявленный героизм ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Сергей Тюленин — мой любимый герой, он пример и для современной молодежи, котора
я также должна быть готова отдать жизнь, если потребуется, за свои идеалы.







Поиск
В нашей базе находится больше 10 тысяч сочинений

Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Сочинения > По произведениям русской литературы > Композиционная роль лирических отступлений в романе «Молодая гвардия»